Официальный сайт муниципального образования «Городской округ город Магас»

Прокурор разъясняет

Уголовная ответственность граждан за заведомо ложный донос

Вопрос привлечения к уголовной ответственности граждан за заведомо ложный донос актуален, в связи с участившимися случаями ложных сообщений в правоохранительные органы о совершенных в отношении заявителей преступлениях.

Необходимо знать, что ложный донос о совершении преступления образует состав уголовно наказуемого деяния, а именно преступление, предусмотренное ст. 306 УК РФ.

Вместе с тем, санкция части 1 данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В случае, если лицо сообщило о заведомо ложном тяжком или особо тяжком преступлений, то оценка его действий будет квалифицирована по ч.2 ст. 306 УК РФ.

Санкцией статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Так, в территориальный отдел полиции обратилась гражданка с заявлением, что на ее имя неустановленным лицом оформлен потребительский кредит.

В ходе опроса заявительница поясняла, что утеряла паспорт гражданина Российской Федерации, на который был оформлен потребительский кредит, каких-либо кредитных обязательств не имеет.

По результатам проведения процессуальной проверки отделом полиции вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако, при изучении данного решения в прокуратуре района, оно признано незаконным и отменено. При отмене решения прокурором даны подробные указания о выполнении конкретных проверочных мероприятий, по результатам проведения которых установлено, что заявительница самостоятельно оформляла потребительский кредит в банке, в отдел полиции сообщила ложные сведения, с целью уклонения от уплаты кредита.

По результатам выполнения всех проверочных мероприятий возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 306 УК РФ.

Об удержании части суммы из пенсии в рамках исполнительного производства

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон № 229-ФЗ), мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Согласно части 2 статьи 99 Закона № 229-ФЗ при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов предусмотрена статьей 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Закон № 229-ФЗ прямо не предусматривает минимальный размер пенсии, подлежащей сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания в порядке принудительного исполнения судебных актов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 98 данного Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с положениями части 5 статьи 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в редакции Федерального закона от 21.02.2019 № 12-ФЗ) при исполнении содержащегося в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, учитывают требования, предусмотренные статьями 99 и 101 указанного Федерального закона.

Встречаются ситуации, когда пенсионер не имеет никакого иного источника дохода и на оставшуюся после обращения взыскания часть пенсии не может нормально существовать.

В указанном случае Закон № 229-ФЗ предусматривает для гражданина право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта (акта другого органа или должностного лица), а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд (другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ).

О некоторых вопросах порядка использования общего имущества многоквартирного дома

В первом обзоре судебной практики в 2021 году Верховным Судом Российской Федерации даны разъяснения относительно порядка использования общего имущества многоквартирного жилого дома.

Так, собственники квартир многоквартирного жилого дома обратились в суд с иском к Обществу с требованием демонтировать приточно-вытяжную вентиляционную систему, размещенную по стене дома со стороны двора на крышу вдоль окон квартир, а также вентиляционное и кондиционерное оборудование, установленное на капитальной стене жилого дома. Истцы мотивировали требование тем, что оборудование было монтировано без их согласия.

При рассмотрении дела Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации указано, что предусмотренное в п. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственников помещений в многоквартирном доме владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать аналогичные права других собственников, противопоставляя свой интерес интересам всех остальных.

Судом сделан вывод о том, что действия общества, выразившиеся в несоблюдении установленного порядка пользования общим имуществом и в размещении на общем имуществе многоквартирного дома личного оборудования, нарушают права общей долевой собственности, принадлежащие всем собственникам помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, судом признан несостоятельным довод общества со ссылкой на положения ст. 36 и 44 ЖК РФ в обоснование наличия у него доли в праве собственности на общее имущество, предоставляющей ему право пользования им.

Таким образом, в случае выполнения одним из собственников помещения в многоквартирном доме работ, затрагивающих общее имущество многоквартирного дома, этот собственник обязан получить разрешение общего собрания.

Правовой режим общего имущества в многоквартирном доме предусматривает запрет для лиц, в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, пользоваться общим имуществом многоквартирного дома единолично без согласия других сособственников.

Об увеличении штрафа за нарушение правил переезда железнодорожных путей

Нередко на нерегулируемых железнодорожных переездах можно видеть ситуации, когда некоторые автомобилисты проезжают пути на красный свет, не дожидаясь прохода проезда. Причем фиксируются нарушения и при приближающемся локомотиве. В итоге возникают тяжелые аварии с человеческими жертвами.

С целью существенного снижения аварийности Федеральным законом от 20.04.2021 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» усилена ответственность по ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ, согласно которой пересечение железнодорожного пути вне переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде либо проезд через нерегулируемый железнодорожного переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина), влечет наложение административного штрафа в размере 5 тыс. рублей (ранее штраф составлял - 1 тыс. рублей). Кроме того, теперь за совершение данного правонарушения установлена альтернативная ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев.

Также, до 5 тыс. рублей (ранее - 1 тыс. рублей) повышен размер административного штрафа за иные нарушения правил проезда через железнодорожные переезды, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 12.10 КоАП РФ.

Одновременно указанным федеральным законом исключается возможность уплаты лицом, привлеченным к административной ответственности за нарушение правил движения через железнодорожные пути, половины суммы наложенного административного штрафа.

Федеральный закон вступил в силу с 01.05.2021.

О новых требованиях на обработку персональных данных

Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», не допускает получение согласия на распространение персональных данных граждан «по умолчанию», без специального согласия граждан.

Ранее субъектом давалось согласие на обработку своих персональных данных путем заполнения ячейки рядом с пунктом «разрешаю». В соответствии с действующей редакцией закона при заполнении согласия человек вправе самостоятельно решать, какую личную информацию — фамилию и имя, адрес, телефон — можно использовать публично.

Кроме того, теперь операторы обязаны будут удалять персональные данные по первому запросу пользователей.

Также закон обязывает всех лиц, осуществлявших обработку данных гражданина, «предоставить доказательства законности их последующего распространения или иной обработки» в случае, если такие данные оказались в открытом доступе вследствие правонарушения или обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, с 1 сентября 2021 года вступят в силу требования, устанавливающие содержание согласия на обработку персональных данных, которые субъект разрешил распространять сторонним лицам.

Так, согласие должно включать следующую информацию:

  • о субъекте персональных данных (ФИО, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • об операторе персональных данных (наименование или ФИО, место регистрации, место жительства или место пребывания, ИНН, ОГРН, сайт);
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и состав персональных данных, на которые получается согласие (общие, специальные и биометрические);
  • перечень данных, на которые субъект может установить запрет на распространение;
  • условия передачи оператором персональных данных, в том числе перечень лиц, имеющих право на ознакомление;
  • срок действия согласия.

Новые требования будут действовать до 1 сентября 2027 года.

Прокуратура г. Назрани разъясняет: «Ответственность родителей за жизнь и здоровье своих детей»

Одной из обязанностей родителей, закреплённой в Семейном кодексе РФ, является забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Таким образом, долгом родителей является воспитание и развитие своих детей, а также защита их жизни и здоровья.

При этом за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Необходимо также отметить, что недобросовестные родители могут быть привлечены к уголовной ответственности в установленных законом случаях.

Так, ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в том числе родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, оставлении без еды.

Статья 125 УК РФ регламентирует ответственность за оставление в опасности, которая заключается в заведомом оставлении ребёнка в угрожающем его жизни или здоровью положении. Ответственность по данной статье наступает только в том случае, когда родитель или иной взрослый имел реальную возможность и был обязан оказать необходимую помощь ребенку.

Самой тяжкой статьей из применимых в анализируемой категории, является статья 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) которая может быть применена в случае, если родители или иные законные представители, не имея умысла на причинение смерти ребенка, вследствие грубой невнимательности, неосмотрительности, привели к наступлению тяжких последствий в виде смерти.

Прокурор разъясняет: «Вопросы рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, в арбитражном процессе»

 

Непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Стороны вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

При неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В случае, если в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, а их явка в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ была признана обязательной арбитражным судом, суд может наложить на указанных лиц судебный штраф в порядке и в размерах, которые предусмотрены в главе 11 АПК РФ.

При неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

При неявке в судебное заседание экспертов, свидетелей, переводчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, арбитражный суд выносит определение об отложении судебного разбирательства, если стороны не заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц. В случае, если вызванные в судебное заседание эксперт, свидетель, переводчик не явились в суд по причинам, признанным судом неуважительными, суд может наложить на них судебный штраф.

Прокурор разъясняет: «С 1 июля 2021 года вводится единый реестр контрольных и надзорных мероприятий»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.

Новый реестр начнёт действовать с 1 июля 2021 года.

Органы государственного надзора и муниципального контроля не смогут проводить проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, если заблаговременно не внесут запланированные мероприятия в этот реестр, который будет находиться в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Единый реестр будет содержать следующие сведения:

о проводимых контрольными (надзорными) органами мероприятиях, в том числе профилактических мероприятиях;

о принятых мерах по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений;

акты контрольного (надзорного) мероприятия;

о решениях контрольного (надзорного) органа, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, и сведения об их исполнении контролируемыми лицами;

о ходе и результатах согласования органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, а также внесение в него изменений;

о ходе и результатах согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;

о привлечении к ответственности по результатам контрольных (надзорных) мероприятий с указанием вида назначенного контролируемому лицу наказания, размера наказания (при наличии), а также лица, привлеченного к ответственности;

о жалобах на решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц, статус и результат ее рассмотрения;

о результатах иного обжалования осуществленных действий, вынесенные акты или решения, если они повлекли за собой отмену или изменение соответственно акта или решения.

После синхронизации Единого реестра с порталом государственных услуг, заинтересованные лица через личные кабинеты на этом ресурсе смогут отслеживать всю информацию о предстоящих проверках, а также отслеживать принятые по итогам прошедших мероприятий решения.

Вопросы разрешения гражданского иска в уголовном судопроизводстве

Пленум Верховного Суда Российской Федерации 13.10.2020 принял постановление № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу».

Прежде всего, следует отметить, что новый Пленум в понятие гражданского иска в уголовном процессе включил все имущественные требования, связанные с совершенным преступлением.

При этом, согласно положениям п.27 Постановления, обращено внимание судов о недопущении при постановлении обвинительного приговора случаев необоснованной передачи вопроса о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, тем самым минимизировав вероятность случаев, когда часть причиненного вреда возмещается в рамках уголовного судопроизводства, а часть - в рамках отдельного гражданского процесса.

Согласно указанным разъяснениям Пленума, у потерпевших появилась реальная возможность на возмещение вреда исключительно в рамках уголовного процесса.

В рамках обозначенного гражданского иска допускается возмещение не только вреда, причиненного непосредственно преступлением, но и последующего вреда (к примеру, расходы на погребение), вреда, возникшего в результате уничтожения или повреждения обвиняемым чужого имущества, когда данные действия входили в способ совершения преступления (например, повреждение устройств сигнализации или видеонаблюдения, взлом замка, повреждение двери или окна при проникновении в помещение, повреждение автомобиля с целью его угона)и не требовали самостоятельной квалификации, а также морального вреда.

В части разрешения гражданского иска о компенсации морального вреда в п.13 Постановления содержится также разъяснение о том, что исходя из положений части 1 статьи 44 УПК РФ и статей 151, 1099 ГК РФ в их взаимосвязи гражданский иск о компенсации морального вреда подлежит рассмотрению судом и в случаях, когда в результате преступления, посягающего на чужое имущество или другие материальные блага, вред причиняется также личным неимущественным правам либо принадлежащим потерпевшему нематериальным благам (например, при разбое, краже с незаконным проникновением в жилище, мошенничестве, совершенном с использованием персональных данных лица без его согласия).

Подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, по общему правилу, предусмотренному ч. 10 ст. 31 УПК РФ, определяется подсудностью уголовного дела.

Вместе с тем, настоящий Пленум установил ряд исключений.

Так, согласно п.12 Постановления требования имущественного характера, хотя и связанные с преступлением, но относящиеся, в частности, к последующему восстановлению нарушенных прав потерпевшего (например, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, о признании гражданско-правового договора недействительным, о возмещении вреда в случае смерти кормильца), а также регрессные иски (о возмещении расходов страховым организациям и др.) подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В этой части гражданский иск по уголовному делу суд оставляет без рассмотрения с указанием в постановлении (определении) или обвинительном приговоре мотивов принятого решения (ч.1 статьи 44 УПК РФ).

Подсудность гражданского иска по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) определена и в тех случаях, когда в ходе апелляционного производства выявлены нарушения, допущенные судом в части рассмотрения гражданского иска и неустранимые в суде апелляционной инстанции, приговор в этой части подлежит отмене с передачей гражданского иска на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства. Суд, постановивший приговор, выделяет необходимые материалы по гражданскому иску для рассмотрения его по существу, если иск подсуден данному суду, либо передает эти материалы в тот суд, которому данный гражданский иск подсуден в соответствии с правилами ГПК РФ (п.32 Постановления).

В рамках рассмотрения уголовного дела в порядке главы 40 и 40.1 УПК РФ Пленум дал разъяснение о том, что указанная форма судопроизводства не освобождает суд от обязанности исследовать вопросы, касающиеся гражданского иска, и принять по нему решение. В частности, суд при постановлении обвинительного приговора вправе удовлетворить гражданский иск, если его требования вытекают из обвинения, с которым согласился обвиняемый, и не имеется препятствий для разрешения его судом по существу(п.23 Постановления).

Пленум также разъяснил и порядок возмещения вреда.

Согласно п.25 Постановления при определении в приговоре порядка взыскания судам следует иметь в виду, что имущественный вред, причиненный совместными действиями нескольких подсудимых, взыскивается с них солидарно, но по ходатайству потерпевшего и в его интересах суд вправе определить долевой порядок его взыскания (статья 1080 ГК РФ).

Если имущественный вред причинен подсудимым совместно с другим лицом, в отношении которого дело было выделено в отдельное производство, либо это лицо освобождено от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, то суд возлагает обязанность по его возмещению в полном объеме на подсудимого. При вынесении в дальнейшем обвинительного приговора в отношении лица, дело о котором было выделено в отдельное производство, суд вправе возложить на него обязанность возместить вред солидарно с ранее осужденным лицом, в отношении которого был удовлетворен гражданский иск.

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Нередко в рамках правоотношений, возникающих между работником и работодателем, возникают ситуации, при которых работник, вынужден осуществлять защиту нарушенных прав. Одним из способов защиты гражданами своих прав, является обращение в суд (статья 391 Трудового кодекса Российской Федерации).

С целью реализации указанного права, Трудовым кодексом Российской Федерации установлен порядок и сроки обращения за разрешением индивидуального трудового спора.

Так в соответствии с ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации» работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.

Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Часть 3 указанной статьи предусматривает, что при наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично (часть третья введена Федеральным законом от 05.04.2021 N 74-ФЗ).

Часть 4 статьи устанавливает, что работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Сам по себе пропуск срока для обращения в суд с требованиями не является основанием для отказа судом в принятии искового заявления. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. ч. 1-3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Судебная практика показывает, что состояние беременности, иное наличие нетрудоспособности, а также обращение работника по вопросу незаконности увольнения в государственную инспекцию труда и в прокуратуру с целью защиты трудовых прав во внесудебном порядке является уважительной причиной пропуска им срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора и основанием для восстановления данного срока судом.

© 2014 - 2025 Муниципальное образование "Городской округ город Магас" Республики Ингушетия