Официальный сайт муниципального образования «Городской округ город Магас»

Прокурор разъясняет

Тема: Наркотики и правовые последствия

Одной из наиболее острых и тревожных социальных проблем современности является наркомания и вовлечение все большего количества людей в потребление наркотиков.

Противодействие наркомании и наркопреступности в последнее время приобретает все большую актуальность. Негативные последствия распространения этого зла вынуждают рассматривать данную проблему не только как уголовно-правовую, но и как общесоциальную.

Употребление наркотических средств и психотропные веществ вызывают тяжелые поражения головного мозга, пищевода, желудка, кишечника, печени, почек, сердца и нервной системы. Кроме того, продолжительность жизни человека, употребляющего наркотики сокращается в среднем на 20 лет, а также в семьях, где один или оба родителя потребляют наркотики, в 4 раза чаще рождаются дети с отклонениями в психическом и физическом развитии в сравнении со здоровыми семьями.

При этом многие забывают, что за незаконный оборот наркотических средств и психотропным веществ законодательством нашей страны предусмотрена административная и уголовная ответственность.   

Так, статья 6.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Санкция статьи предусматривает наложение штрафа от 4 до 15 тысяч рублей или административный арест до 15 суток.

Статья 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде штрафа или ареста за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Уголовным Кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, при этом наказание уже довольно серьёзное, вплоть до лишения свободы.

Так, согласно ст. 228 УК РФ за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в крупном размере предусмотрено наказание в виде лишения свободы до трех лет.

Если указанные деяния совершены в особо крупном размере, то срок лишения свободы составит уже от 10 до 15 лет.

Статья 228.1 РФ УК предусматривает ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

За совершение указанного преступления, в зависимости от квалификации признаков, может быть назначено наказание от 4 до 20 лет лишения свободы.

Старший  помощник  прокурора  г. Магас                                               И.Т. Бекмурзиев

Тема: Выполнение работодателями квоты для приема на работу инвалидов

В своем письме от 30.07.2024 № 16-6/ООГ-1407 Министерство напомнило, что в соответствии с пунктом 3 Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2024 № 709, выполнение работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов обеспечивается в случаях:

  - наличия заключенного трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;

  - наличия заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией;

 - наличия заключенного трудового договора между инвалидом и индивидуальным предпринимателем, заключившим соглашение о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов;

 - наличия договора возмездного оказания услуг или иного соглашения с организацией, обеспечивающей для группы организаций выполнение квоты по трудоустройству инвалидов посредством заключения соглашения о трудоустройстве с иной организацией или индивидуальным предпринимателем и наличия заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией, индивидуальным предпринимателем.

Требований по продолжительности занятости инвалидов не установлено.

 Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели информируют государственную службу занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, частью 7 указанной статьи установлено, что информация направляется ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

 Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов предоставляется по утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.04.2024 № 195н форме, который вступает в силу с 01.09.2024.

Если трудовой договор с инвалидом заключен в последний рабочий день квартала, информация работодателя за первый и второй месяцы квартала будет содержать сведения о невыполнении работодателем квоты для приема на работу инвалидов.

Старший  помощник  прокурора  г. Магас                                И.Т. Бекмурзиев

Ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Нарушение установленных правил обращения с оружием является основанием для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Уголовным законом предусмотрена ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст. 222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.

Кроме того, предусмотрена ответственность за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия (ч. 7 ст. 222 УК РФ).

Следует отметить, что лицо, добровольно сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности. При этом добровольной сдачей не признается их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению.

Старший  помощник  прокурора  г. Магас                                И.Т. Бекмурзиев

Прокуратура г. Магаса разъясняет «О понятии и ответственности за ложное сообщение об акте терроризма»

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма представляет собой уголовно-наказуемое деяние террористической направленности, ответственность за которое предусмотрена положениями статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и наступает с 14-ти летнего возраста.

Подобное сообщение влечет дезорганизацию деятельности органов власти и социальной инфраструктуры, отвлечение сил охраны правопорядка на проверку ложных сообщений и, как следствие, причинение материального ущерба вышеперечисленным организациям. Форма сообщения (письменная, устная, анонимная), а также способ его передачи адресату (посредством телефонной связи, информационно – коммуникационной сети «Интернет» и др.) не имеет значения.

Преступление указанной категории признается оконченным с момента получения сообщения адресатом, которым не обязательно являются правоохранительные органы. Оно может быть передано в само учреждение или организацию, на чью деятельность злоумышленник стремиться повлиять виновный.

Санкция статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве максимального наказания предусматривает до 10 лет лишения свободы.  Помимо изложенного, с виновного подлежит взысканию материальный ущерб, связанный с работой специальных служб и убытки, понесенные иными организациями.

 

Прокуратура г. Магаса разъясняет: «Противодействие распространению экстремизма в сети «Интернет»

Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.

В целях обеспечения дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 утверждена новая редакция Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, которая была разработана как основополагающий документ для органов власти различного уровня, определяющий цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз.

Наиболее опасными проявлениями экстремизма являются возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции) прежде всего с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».

Ресурсы всемирной паутины стали основным средством связи для экстремистских организаций, которые используются для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений, распространения и пропаганды экстремистской идеологии.

Одним из ожидаемых результатов реализации Стратегии является недопущение распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации и сети «Интернет».

Для достижения указанных целей усилия государства направлены на обеспечение системы мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, своевременного  пресечения распространения экстремистских идей и выявления экстремистских материалов, в том числе содержащих призывы к подготовке и совершению террористических актов. Совершенствуются механизмы по ограничению доступа к таким ресурсам на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлен перечень действий, относящихся к экстремистской деятельности (экстремизму).

Положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение в сети «Интернет» материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.

Владельцам сайтов (страниц сайтов), социальных сетей в сети «Интернет» надлежит соблюдать вышеуказанные требования законодательства, не допускать распространения экстремистских материалов через свои ресурсы.

 

Прокуратура г. Магаса разъясняет: «Участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей»

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами уголовных дел.

Присяжные заседатели в судебном заседании принимают участие в исследовании доказательств стороны обвинения и защиты. После чего стороны выступают в прениях, выслушивается последнее слово подсудимого, председательствующий судья обращается к присяжным с напутственным словом, затем коллегия присяжных заседателей удаляется в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Вердикт (от лат. vere dictum - "истинно сказанное") означает принятое решение присяжных заседателей по вопросу о виновности или невиновности подсудимого.

Вердикт может быть обвинительным или оправдательным.Вердикт присяжными выносится в совещательной комнате, при этом присутствие иных лиц не допускается.

Коллегия присяжных заседателей отвечает на поставленные перед ними вопросы, изложенные в вопросном листе, и должна стремиться к принятию единодушного решения.

При отсутствии единодушия решение принимается присяжными путем простого голосования, при этом время такого голосования не должно быть менее трех часов.При обсуждении вопросов с разрешения председательствующего присяжные заседатели вправе делать перерыв для отдыха.

Если в процессе обсуждения вопросного листа из коллегии выбывает присяжный заседатель или старшина, то производится их замена. В такой ситуации отсчет времени начинается заново.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из трех вопросов, указанных в ч. 1 ст. 339 УПК РФ, проголосовало большинство присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее четырех присяжных заседателей областного суда, и не менее трех присяжных заседателей районного суда.

Ответы на другие вопросы определяются простым большинством голосов. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.

В ходе совещания присяжные заседатели вправе получить от председательствующего дополнительные разъяснения по поставленным вопросам. Если у присяжных заседателей возникнут вопросы, требующие дополнительного исследования, закон предусматривает возможность возобновления судебного следствия. В этом случае они возвращаются в зал судебного заседания, и старшина обращается к председательствующему с соответствующей просьбой.

После подписания вопросного листа с внесенными в него ответами на поставленные вопросы присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания.

Старшина присяжных заседателей передает председательствующему вопросный лист с внесенными в него ответами.

При отсутствии замечаний председательствующий возвращает вопросный лист старшине присяжных заседателей для провозглашения. Все находящиеся в зале суда выслушивают вердикт стоя.

Присяжные заседатели вправе остаться до окончания рассмотрения уголовного дела в зале судебного заседания на отведенных для публики местах.

Основная функция правосудия – принятие справедливого решения. Вынесение присяжными заседателями такого решения свидетельствует о высокой роли присяжных заседателей в служении во благо общества.

 

Прокуратура г. Магаса разъясняет: «Требования, предъявляемые к присяжным заседателям, материальное обеспечение и ответственность».

К полномочиям присяжных заседателей относится разрешение вопросов о фактической стороне преступления, в котором обвиняется подсудимый. При этом одним из главных вопросов, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, — это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.

Под присяжным заседателем понимается лицо, привлеченное в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели, установлены Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускается.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Гражданин вправе отказаться от участия в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя только по основаниям, предусмотренным законом, либо по уважительным причинам.

Если гражданин без уважительных причин игнорирует требования суда о явке в суд, то на него налагается денежное взыскание в порядке ст.ст.117-118 УПК РФ.

 

Прокуратура г. Магаса разъясняет «Изменения в трудовое законодательство, регламентирующие пределы возможного снижения премий работникам с дисциплинарными взысканиями»

Федеральным законом от 07 июня 2025 г. № 144-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Внесенными изменениями статья 135 ТК РФ дополнена положением о том, что при установлении систем премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, будут определяться виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и др.

В локальном нормативном акте, устанавливающем систему премирования, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вправе предусмотреть условие о том, что снижение размера премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания осуществляется в отношении только тех входящих в состав его заработной платы премий, которые начисляются за период, в котором к работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание.

При этом размер такого снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы более чем на 20 процентов.

Указанными изменениями реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2023 г. № 32-П.

Данный закон вступает в силу с 1 сентября текущего года.

 

Прокуратура г. Магаса разъясняет: «Сокращение срока обработки заявлений о распоряжении средствами материнского капитала».

Федеральным законом от 07 июня 2025 г. № 131-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Установлено, что заявление о распоряжении средствами маткапитала подлежит рассмотрению в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты его приема. Ранее такой срок составлял десять рабочих дней.

Также внесены изменения в части перехода права на дополнительные меры господдержки правопреемникам (отцу, детям в равных долях) в беззаявительном порядке в случае прекращения у владельца сертификата права на дополнительные меры господдержки по основаниям, предусмотренным частями 3, 4 и 5 статьи 3 указанного Федерального закона (смерть, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах и др.).

Указанные изменения вступили в силу с 7 июня текущего года.

 

Прокуратура г. Магаса разъясняет жилищные права бывших членов семьи

Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. № 482-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которыми уточнены жилищные права членов семьи (бывших членов семьи) собственника жилого помещения и положения законодательства о долевом строительстве.

Установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования им сохраняется у бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим. Сведения о членах (бывших членах) семьи собственника жилого помещения теперь будут включаться в ЕГРН.

В Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закреплено, что ипотека приватизированного жилья, которым пользуются члены семьи (бывшие члены семьи) собственника жилого помещения, устанавливается с оформленного в письменном виде и нотариально удостоверенного согласия таких членов семьи (бывших членов семьи) собственника жилого помещения.

Также внесены изменения в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которым:

договор долевого участия может предусматривать условие о соответствии результата производства отделочных работ на объекте долевого строительства и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки стандарту организации, зарегистрированному в Федеральном информационном фонде стандартов;

гарантийный срок на результат производства отделочных работ и элементов отделки устанавливается договором и не может составлять менее чем один год со дня передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

при нарушении застройщиком требований к результату производства отделочных работ, работ по установке оконных и дверных блоков, сантехнического оборудования и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки, изделий и оборудования общая сумма, подлежащая взысканию с застройщика, не может превышать три процента от цены договора, если уплата денежных средств в большем размере не предусмотрена договором.

Приведенные изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. (за исключением отдельных положений).

Прокуратура г. Магаса разъясняет социальные права лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами

Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2024 г. № 1125 «О некоторых вопросах, связанных с установлением выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и другими нетрудоспособными гражданами» с 2025 года ежемесячные выплаты в размере 10 000 рублей распространены на всех трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ранее указанную выплату получали родители (усыновители) или опекуны (попечители), не работающие либо осуществляющие трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому, а другим неработающим лицам полагалась выплата в размере 1200 рублей.

Кроме того, размер ежемесячных выплат будет пересматриваться ежегодно с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством России.

Данный Указ Президента России вступил в силу с 1 января текущего года.

 

Прокуратура г. Магаса разъясняет: 21 апреля 2025 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «Об увековечивании памяти жертв геноцида в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов».

Согласно Федеральному закону геноцидом советского народа признаются действия нацистов и их пособников в период 1941-1945 годов, направленные на полное или частичное уничтожение национальных, этнических и расовых групп, населявших территорию СССР, путем убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, насильственного переселения либо иного создания непереносимых жизненных условий.

Закон определяет такие формы увековечения памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны, как захоронение и перезахоронение, проведение поисковых работ, установка памятных знаков, публикация материалов о массовых преступлениях против мирных советских граждан и о количестве жертв геноцида в СМИ, создание произведений искусства, музеев и отдельных выставок, в том числе в образовательных организациях.

Закон также регулирует порядок захоронения и перезахоронения останков жертв геноцида, обеспечение их сохранности и восстановление, если это необходимо.

Специальная процедура предусмотрена для согласования и проведения поисковых работ в отношении останков мирных советских граждан, погибших в результате геноцида.

Помимо этого, предусматривается порядок определения и деятельность национального оператора по увековечению памяти жертв геноцида, которым станет некоммерческая организация, выбранная Правительством Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2026 года.

 

Прокуратура г. Магаса разъясняет: ответственность в сфере кибермошенничества

В современных реалиях опасность кибермошенничеств усилилась широкими возможностями использования информационно-телекоммуникационных технологий – сети Интернет, средств мобильной связи, расчетных пластиковых карт, подменной телефонии и т.д.

Буквально каждый день гражданам причиняется колоссальный вред от действий преступников. Они лишаются своих сбережений, залезают в непосильную кредитную кабалу. Схемы и способы хищения денежных средств у граждан разнообразны и включают в себя в том числе «услуги» дропперов.

Дроппер – это человек, которого используют мошенники для достижения своих целей. Он не является инициатором преступления, а выполняет указания мошенников, получая за это деньги.

К примеру, дропперы оформляют банковскую карту (дроп-карта) на свое имя и передают ее злоумышленникам, получая за это деньги. В дальнейшем мошенники используют данную карточку в своих криминальных схемах, а именно на эти карты доверчивые граждане перечисляют похищаемые у них денежные средства, которые в дальнейшем злоумышленники обращают в свою пользу.

В данном случае следует разъяснить, что статья 187 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за неправомерный оборот средств платежей, в том числе банковских карт. Эта статья введена в уголовный закон с целью защиты установленного порядка оказания платежных услуг по переводу денежных средств при безналичных расчетах.

В частности, статьей 187 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за изготовление, приобретение, хранение, транспортировку в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.

Так, за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, частью 1 статьи 187 Уголовного кодекса РФ предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей.

Квалифицирующим признаком данного преступления является совершение деяния организованной группой, под которой по смыслу части 3 статьи 35 Уголовного кодекса Российской Федерации понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Наказание за такое преступление предусмотрено в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

 

Прокуратура г.Магаса разъясняет требования законодательства в сфере защиты прав потребителей

Федеральным законом от 07 апреля 2025 г. № 69-ФЗ внесены изменения в статью 16 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», которыми установлен запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг).

Согласно внесенным изменениям продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя, которое должно быть оформлено в письменном виде.

Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату до заключения основного договора. Не допускается проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение такого согласия за потребителя.

Также продавцу запрещается формировать условия, предполагающие изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).

Закреплено право потребителя отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров (работ, услуг), а если они оплачены, – потребовать от продавца возврата уплаченной суммы за проданные без его согласия дополнительные товары (выполненные дополнительные работы, оказанные дополнительные услуги).

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

 

Прокуратура г.Магаса разъясняет требования законодательства о пожарной безопасности зданий и сооружений

Федеральным законом от 01 апреля 2025 г. № 56-ФЗ внесены измененияв Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми среди прочего установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при проектировании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно новым частям 10, 11 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности при проектировании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, лицом, аттестованным в порядке, установленном Правительством России, на право проектирования указанных средств, повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Повторное совершение такого правонарушения будет наказываться штрафом в размере от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Также определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.16, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьями 19.20 и 20.4 КоАП РФ, могут быть возбуждены органом федерального государственного пожарного надзора без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случаях, если в имеющихся или поступивших материалах, сообщениях, заявлениях, в том числе о связанных с пожарами преступлениях и происшествиях, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в случае, если достаточные данные о наличии события административного правонарушения, установлены по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного пожарного надзора.

Внесенные изменения вступают в силу 12 апреля текущего года.

 

Прокуратура г.Магаса разъясняет пенсионные права отдельных категорий государственных и военных служащих

Федеральным законом от 28 февраля 2025 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отдельным категориям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и членов их семей установлена дополнительная надбавка к пенсии на уход в размере 1200 рублей в месяц.

Дополнительная надбавка на уход подлежит пересмотру в порядке, предусмотренном статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для индексации социальных пенсий.

Кроме того, законом предусмотрена индексация денежного довольствия, указанного в части первой статьи 43 Закона № 4468-I, из которого исчисляются пенсии пенсионеров из числа судей военных судов и членов их семей.

Индексация будет осуществляться по решению Правительства Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Внесенные изменения вступили в силу с 28 февраля текущего года.

 

Прокуратура г.Магаса разъясняет требований антикоррупционного законодательства

Федеральным законом от 13 июня 2023 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы прокуратуры наделены полномочиями по осуществлению проверок в рамках антикоррупционного законодательства в отношении госслужащих при их увольнении с должности.

Теперь законом предусмотрено, что в случае увольнения лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения вышеназванных ограничений и запретов, полученные в ходе такой проверки материалы передаются в органы прокуратуры в трехдневный срок после увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.

На основании переданных материалов Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры примут решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных проверяемым лицом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Отмечено, что указанная проверка не может проводиться по истечении шести месяцев со дня увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.

Также Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры наделены полномочиями по обращению в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица по результатам рассмотрения материалов проведенной проверки. В случае удовлетворения такого заявления формулировка увольнения (прекращения полномочий) будет изменена на увольнение (прекращение полномочий) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

Прокуратура г.Магаса разъясняет права граждан, имеющих детей, на оказание социальной помощи

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 1961 внесены изменения в некоторые акты Правительства России по вопросам оказания социальной поддержки граждан, имеющих детей.
Так, скорректирован перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, из которого среди прочего исключены компенсации бесплатного питания для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучение которого организовано на дому, пособия и иные аналогичные выплаты, а также алименты на ребенка, который не включен в состав семьи.

Внесены уточнения в Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, в том числе в части определения размера, периода выплаты и порядка назначения ежемесячного пособия в связи с рождением последующего ребенка, когда такое пособие назначено в отношении предыдущего ребенка.
Единое пособие на новорожденного ребенка теперь назначается без проведения комплексной оценки нуждаемости, если семья уже получает аналогичные выплаты на старших детей. Если родитель уже получает выплату, пособие на новорожденного будет назначено проактивно в том же размере, в котором семья уже получает его на старших детей. В этом случае длительность выплат определяется сроком, на который уже назначено пособие на старших. После этого семья сможет подать заявление сразу на всех детей для получения единого пособия на следующий период.

Правило минимального трудового дохода, используемое при назначении единого пособия для самозанятых, распространено и на другие виды заработка. Так, пособие назначается в том случае, если заработок каждого взрослого члена семьи в течение 12 месяцев составляет не менее 4 МРОТ за год и нет объективных причин для отсутствия заработка. Если в течение какого-либо периода в течение 12 месяцев, предшествующих обращению за назначением пособия, родитель имел объективные причины не работать, то минимальная планка заработка в 4 МРОТ будет пропорционально уменьшена.

Также скорректированы основания для отказа в назначении ежемесячного пособия, а также перечень обстоятельств, наступление которых является основанием для прекращения выплаты пособия.
Кроме того, внесены изменения в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, в части уточнения видов доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, а также процедуры направления заявления о назначении пособия.

Изменения законодательства вступили в силу с 1 января 2025 г.

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: Установлена возможность привлечения к работе лиц в возрасте от 14 до 18 лет в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул

Федеральным законом от 07.04.2025 № 63-ФЗ внесены изменения в статью 268 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми работодатели вправе привлекать лиц в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой.

Для этого необходимо получить письменное согласие:

- работника (если он достиг возраста 18 лет);

- работника и одного из его родителей (если достиг возраста 15 лет);

- работника и органа опеки и попечительства или иного законного представителя несовершеннолетнего, указанного в части 4 статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации.

Изменения вступают в силу с 01.09.2025.

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: Дополнен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи

Закреплено право на получение бесплатной юридической помощи многодетными родителями, имеющими трех и более детей, до достижения старшим ребенком возраста восемнадцати лет или возраста двадцати трех лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.

Также на бесплатную юридическую помощь вправе рассчитывать лица, являющиеся истцами при рассмотрении судами дел об установлении и оспаривании отцовства (материнства).

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: С 1 марта 2025 года урегулирован порядок освоения земельных участков из состава земель населенных пунктов и их использования

Под освоением такого земельного участка понимается выполнение правообладателем земельного участка одного или нескольких мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Положения об освоении земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, применяются к садовым земельным участкам и огородным земельным участкам независимо от их принадлежности к определенной категории земель.

Срок освоения земельного участка по общему правилу составляет 3 года. Правообладатель земельного участка приступает к использованию этого земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием со дня приобретения прав на него, а в случае, если требуется освоение этого земельного участка, - не позднее трех лет с указанной даты.

Перечень мероприятий по освоению садовых земельных участков и огородных земельных участков, а также признаки неиспользования таких земельных участков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: С 1 марта 2025 года установлен федеральный запрет на продажу энергетиков несовершеннолетним

Для предотвращения воздействия безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на здоровье несовершеннолетних организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства запрещается продажа несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего продажу безалкогольных тонизирующих напитков, сомнения в достижении покупателем безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) совершеннолетия продавец вправе потребовать у покупателя документ, позволяющий установить его возраст.

Продавец обязан отказать покупателю в продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия и документ, позволяющий установить его возраст, не представлен. ​​​​​​​

 

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: С 1 марта 2025 года вступили в силу поправки о компенсации при увольнении неиспользованных отгулов

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

День отдыха по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.

В случае, если на день увольнения работника имеется день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, не использованный им в период трудовой деятельности у работодателя, с которым прекращается трудовой договор, в день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. ​​​​​​​

Прокуратура города Магас разъясняет: Изменен порядок получения пособий на детей

Федеральным законом от 08.08.2024 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 29.12.2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" внесены изменения, которыми скорректирован порядок выплаты ежемесячного пособия при рождении ребенка, получения остатка материнского капитала деньгами.

Так, если один из родителей (усыновителей и т.д.) уже получает пособие, то при рождении следующего ребенка пособие назначат на тот же период и в том же размере, что и на предыдущего.

Изменения вступили в силу с 1 января 2025 года.

Также вступили в силу положения согласно которым, в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала не в полном объеме, лица, получившие сертификат, вправе получить остаток средств материнского (семейного) капитала, если этот остаток не превышает 10 000 рублей, в виде единовременной выплаты.

Прокуратура города Магас разъясняет: Меры по противодействию коррупции организаций

Под противодействием коррупции понимается, в том числе деятельность организаций по ее предупреждению (статья 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон)).

Организации в силу статьи 13.3 Закона обязаны разрабатывать  и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать  в себя следующее: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;  сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В рамках данных требований надлежит разрабатывать и утверждать антикоррупционные документы, такие как, кодекс этики и служебного поведения работников, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также планы по противодействию коррупции.

Деятельность организации по предупреждению коррупции должна быть направлена прежде всего на введение элементов корпоративной культуры, правил и процедур, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Прокуратура города Магас разъясняет: С 1 марта 2025 года вводится запрет на продажу зажигалок несовершеннолетним лицам

Федеральным законом от 30.11.2024 № 438-ФЗ «О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу 1 марта 2025 года, запрещается продажа несовершеннолетним (в том числе дистанционным способом) опасных бытовых товаров, содержащих сжиженные углеводородные газы, к которым также относятся зажигалки и баллончики для их заправки.

Данный запрет вводится в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья от негативного воздействия сжиженных углеводородных газов и (или) их паров, так как указанные вещества при вдыхании могут причинить вред здоровью или привести к летальному исходу.

Согласно требованиям закона продавец обязан отказать покупателю в продаже указанных товаров бытового назначения если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия и по требованию продавца не предъявлен документ, удостоверяющий его личность и возраст.

Следует отметить, что такие ограничения уже действуют в ряде субъектов Российской Федерации. Перечень потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения и порядок его формирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Прокуратура города Магас разъясняет: Ответственность за невыплату заработной платы.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии
с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода,
за который она начислена.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены по день фактического расчета включительно.

Одновременно за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы предусмотрена административная ответственность
по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения
или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере
от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
- от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

За частичную невыплату заработной платы свыше трех месяцев
из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя организации предусмотрена уголовная ответственность по статье
145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Прокуратура города Магас разъясняет: Установлена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним табачной продукции

Федеральным законом от 28.12.2024 № 515-ФЗ внесены изменения в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, если это деяние совершено неоднократно.

Под неоднократностью данного деяния понимается розничная продажа несовершеннолетнему указанной продукцией лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Уголовная ответственность за указанное преступление введена с 08.01.2025.

Прокуратура города Магас разъясняет: Законом предусмотрена возможность использования жильцами многоквартирных домов портала «Госуслуги» для проведения общего собрания

Федеральным законом от 13.12.2024 № 463-ФЗ внесены изменения в статьи 44, 45, 46, 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предусматривается совершенствование порядка использования собственниками помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания в форме заочного голосования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее соответственно – ГИС ЖКХ, общее собрание), а также созданных на основании решений высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации региональных информационных систем, используемых для проведения общих собраний.

Устанавливается возможность использования для целей проведения собственниками помещений в многоквартирном доме общего собрания федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также определяются порядок взаимодействия для указанных целей данной федеральной государственной информационной системы с ГИС ЖКХ и порядок взаимодействия ГИС ЖКХ c региональными информационными системами, используемыми для проведения общих собраний.

Помимо этого, Федеральным законом исключается возможность использования собственниками помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания иных информационных систем.

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государственного (муниципального) служащего (прямая или косвенная) замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получения доходов в виде денежных средств, иного имущества (имущественных прав), выгоды, преимуществ.

Также к случаям личной заинтересованности относятся ситуации, когда выгоду могут получить иные лица (родственники служащего или его друзья).

Конфликт интересов предполагает совершение исключительно умышленного деяния.

К квалифицирующим признакам конфликта интересов относятся наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией должностным лицом своих полномочий.

Обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на служащего.

К основным мерам по предотвращению и урегулированию конфликта интересов относятся:

- сообщение представителю нанимателю о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

- отказ от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов;

- изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов.

Следует отметить, что не относится к конфликту интересов случаи, когда получение выгоды обуславливается неправомерными действиями самих служащих, а не сложившейся ситуацией.

Учитывая, что предотвращение и урегулирование конфликта интересов является антикоррупционным механизмом и способом функционирования служебных правоотношений исключающий злоупотребление полномочий, непринятие соответствующих мер влечет юридическую ответственность в виде увольнения.

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: Виды ответственности несовершеннолетних

Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет свои права и обязанности, а также несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и обществом. Данная ответственность зависит как от возраста, так и от тяжести совершённого несовершеннолетним поступка.

Основной обязанностью любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина, является обязанность неукоснительно соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

При этом за невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может быть привлечён к четырём видам юридической ответственности:

- уголовной;

- административной;

- гражданско-правовой;

- дисциплинарной.

Кроме того, несовершеннолетний гражданин может быть помещён в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.

Правонарушения обязательно влекут за собой реакцию со стороны государства, в виде наказания.

Видами правонарушений являются:

- проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения, за которое наступает дисциплинарная ответственность;

- правонарушение – это нарушение требований закона, повлекшее наступление административной ответственности;

- преступление – это грубое нарушение закона, посягающие на общественный строй страны, её безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом. При этом преступления влекут наиболее суровые наказания, в виде лишения или ограничения свободы, исправительных работ и значительных штрафов.

Виды юридической ответственности:

Дисциплинарная ответственность — это вид ответственности, основным содержанием которой выступают меры, применяемые администрацией учреждения или предприятия к работнику в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

Вышеуказанная ответственность наступает за совершение проступка, нарушающего трудовые обязанности, т.е. за нарушение трудового законодательства. Данная ответственность может применяться, только если несовершеннолетний уже работает по трудовому договору. При этом она наступает за нарушение трудовой дисциплины (опоздание на работу, прогул без уважительной причины, невыполнение своих должностных обязанностей и т.д.). Согласно статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации существуют только три формы дисциплинарной ответственности: это замечание, выговор и увольнение. Вместе с тем не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако если несовершеннолетний причинит вред имуществу работодателя, то может наступить материальная ответственность, выражающаяся в форме возмещения причиненного ущерба.

Гражданско-правовая ответственность — это вид ответственности, которая наступает за нарушение имущественных и личных неимущественных прав лица, охраняемых гражданским законодательством.

Данная юридическая ответственность наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т.д. Непосредственно гражданско-правовая ответственность заключается в денежном возмещении имущественного вреда пострадавшему лицу. Соответственно если несовершеннолетний причинил вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство, то компенсировать вред придётся в виде выплаты определённой денежной суммы.

При этом если несовершеннолетнему правонарушителю нет 14 лет, то гражданскую ответственность за причинённый им вред будут нести его родители или опекуны, а если правонарушителю от 14 до 18 лет, то он сам должен будет возместить причинённый им ущерб своим имуществом или заработком, а если его у него нет или данного заработка недостаточно, то возмещать придётся его родителям.

Административная ответственность — это вид ответственности, которая определяет обязанности субъекта за совершение им административного правонарушения, т.е. противоправного, виновного действия или бездействия лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Данный вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения. Поэтому административная ответственность наступает, если совершенное правонарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Согласно требованиям статьи 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

При этом ответственность за административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Административное наказание за совершенное несовершеннолетними административное правонарушение может быть наложено как на самих несовершеннолетних, так и на их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения данного правонарушения, а за нарушения при длящемся административном правонарушении не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

При этом из десяти видов административных наказаний к несовершеннолетним правонарушителям чаще всего применяются только два вида, это предупреждение и административный штраф.

Действующим административным законодательством не предусмотрено специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера административного наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, а при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.

Также закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административный арест.

Кроме того, с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, закон позволяет решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Таковыми являются: обязанность принесения публичного извинения потерпевшему; предупреждение; объявление выговора или строгого выговора; возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанности возместить причиненный материальный ущерб; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.

При этом не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, а также места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В данном случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел, называемыми центрами временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

Основными видами административных правонарушений, за совершение которых несовершеннолетние могут быть подвергнуты административному наказанию, согласно действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) являются:

- уничтожение или повреждение чужого имущества (статья 7.17 КоАП РФ), за которое предусмотрен штраф в размере от 300 до 500 рублей;

- мелкое хищение (статья 7.27 КоАП РФ), за которое предусмотрен штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 1000 рублей;

- заведомо ложный вызов специализированных служб (статья 19.13 КоАП РФ), за что предусмотрен штраф в размере от 1000 до 1500 рублей;

- мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ), за которое предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 рублей;

- пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, или атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иной атрибутики или символики, запрещенной федеральными законами (статья 20.3 КоАП РФ), за что предусмотрен штраф от 1000 до 2500 рублей;

- появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП РФ), за что соответственно предусмотрены штрафы в размере от 500 до 1500 рублей, за появление в состоянии опьянения и употребление алкогольной продукции и от 4000 до 5000 рублей за потребление наркотических средств или психотропных веществ. При этом если несовершеннолетний распивает спиртные напитки, или появляется в состоянии опьянения в общественном месте, а также потребляет наркотические средства или психотропные вещества и при этом ему еще нет 16 лет, то согласно (статьи 20.22 КоАП РФ) административную ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей будут нести его родители.

Уголовная ответственность это один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления, т.е. наиболее опасного правонарушения. Следовательно, основанием для наступления уголовной ответственности является факт совершения преступления. При этом преступлением согласно, уголовного законодательства Российской Федерации признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание.

Данная ответственность наступает по общему правилу за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления и некоторые преступления средней тяжести – с 14 лет.

При этом лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, так как законодатель считает, что в таком возрасте человек ещё не способен в полной мере осознавать последствия своих деяний.

Вышеуказанная ответственность несовершеннолетних регулируется статьей 87 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Согласно статье 20 УК РФ законодателем определён исчерпывающий перечень преступлений, за которые лица, достигшие ко времени совершения преступления возраста 14 лет, подлежат уголовной ответственности.

Так, лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158 УК РФ), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, т.е. угон (статья 166 УК РФ), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть 2 статьи 167 УК РФ), терроризм (статья 205 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3 УК РФ), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4 УК РФ), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5 УК РФ), несообщение о преступлении (статья 205.6 УК РФ), захват заложника (статья 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211 УК РФ), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1 УК РФ), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360 УК РФ), акт международного терроризма (статья 361 УК РФ).

При этом в отличие от взрослых к несовершеннолетним применяются более мягкие меры и виды уголовного наказания. Таким образом, учитывая социальный статус подростков и их возрастные особенности, цели наказания в данном случае направлены на перевоспитание несовершеннолетних.

Согласно статье 88 УК РФ несовершеннолетним назначаются следующие виды наказаний: штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определённый срок.

Так, наказание в виде штрафа может быть назначено как самому несовершеннолетнему, так и данный штраф может быть взыскан с его родителей, при этом его сумма не может превышать 50 000 рублей.

Наказание в виде обязательных работ, заключается в выполнении несовершеннолетним посильных для него работ и исполняется им в свободное от учебы или основной работы время. При этом общий срок данного наказания не должен превышать 160 часов, а продолжительность его исполнения для лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста, не должна превышать 2 часов в день, а для лиц от пятнадцати до восемнадцати лет трех.

Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему только на срок до одного года, а общий срок наказания в виде ограничения свободы для несовершеннолетнего лица не должен превышать двух лет.

Наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему преступление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, только на срок не свыше 6 лет, а при совершении им тяжкого или особо тяжкого преступления, а также несовершеннолетнему, совершившему преступление в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет на срок не свыше 10 лет и отбывается в исключительно только в воспитательных колониях.

При этом всем несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой тяжести впервые, как и несовершеннолетним, совершившим впервые преступления небольшой и средней тяжести в возрасте до 16 лет наказание в виде лишения свободы назначено быть не может.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы в отношении несовершеннолетних вообще не назначается.

Также в статье 90 УК РФ законодатель предусмотрел возможность освобождения несовершеннолетнего от наказания в связи с применением в отношении него принудительных мер воспитательного воздействия.

Таковыми мерами являются: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры воспитательного воздействия назначаются несовершеннолетним на срок от одного месяца до двух лет, при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет, при совершении преступления средней тяжести.

В случае несоблюдения несовершеннолетним указанных мер, действующее уголовное законодательство предусматривает возможность их отмены, и направления материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Кроме того, к несовершеннолетним могут быть применены и иные меры.

Так, если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но ещё не достиг возраста уголовной ответственности, либо совершил преступление средней тяжести, но был освобождён судом от наказания, то он на основании постановления или приговора суда может быть помещён в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. При этом максимальный срок, на который несовершеннолетний может быть туда направлен, составляет 3 года. В данном случае эта мера юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания несовершеннолетних.

Также несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть временно направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, где они могут содержаться, по общему правилу, не более 30 суток.

При этом к несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных учреждениях, могут применяться такие меры взыскания, как предупреждение, выговор и строгий выговор.

Кроме того, ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т.д.). Оно может применяться по решению администрации учреждения за грубые и неоднократные нарушения устава учреждения или совершение противоправных действий. Однако эта мера может применяться только к детям, достигшим 15 лет. При этом отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, только если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, а также нарушает их права и права работников данной организации, осуществляющей образовательную деятельность и нормальное функционирование данной организации.

В вышеуказанном случае решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также органа опеки и попечительства.

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: Установлена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним табачной продукции

Федеральным законом от 28.12.2024 № 515-ФЗ внесены изменения в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, если это деяние совершено неоднократно.

Под неоднократностью данного деяния понимается розничная продажа несовершеннолетнему указанной продукцией лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Уголовная ответственность за указанное преступление введена с 08.01.2025.

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: Стоянка около водоема

В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам, стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Допустимые расстояния для остановки транспорта зависят от размера водного объекта и установлены в следующих пределах: 50 метров – для рек и ручьев протяженностью до 10 км; 100 метров – для рек и ручьев протяженностью от 10 до 50 км; 200 метров – для рек и ручьев протяженностью более 50 км; 50 метров – для озер и водохранилищ.

За использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в виде наложения штрафа на граждан в размере от 3 до 4,5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 8 до 12 тыс. рублей; на юридических лиц – от 200 до 400 тыс. рублей.

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел указанной категории наделены административные органы.

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: Ответственность за управление транспортным средством без номеров

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» допускается участие автомобиля в дорожном движении без постановки на государственный учет и без государственных регистрационных знаков – для автомобилей, со дня приобретения которых не прошло 10 дней.

В остальных случаях лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков.

Однако данная норма не распространяется на случаи, когда водитель управляет автомобилем, в отношении которого не выполнена обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет), когда автомобиль снят с учета и впоследствии не зарегистрирован в установленный срок либо его регистрация прекращена (аннулирована).

При таких обстоятельствах, если со дня приобретения автомобиля прошло более 10 дней, водитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке, в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб., а за повторное совершение данного деяния – 5 000 руб. либо в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 мес. (ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ).

Вместе с тем, ответственность по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. либо лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 мес. понесет водитель в случае, когда формально со дня заключения договора купли-продажи прошло менее 10 дней, но имеются сведения, что фактически автомобиль приобретен ранее даты, содержащейся в договоре (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2023 № 50-АД23-8-К8).

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: В Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие дополнительные гарантии работникам

Федеральным законом от 08.08.2024 № 268-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Так, статья 115 дополнена абзацем, устанавливающим, что работающим инвалидам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней.

Изменение вступило в силу с 01.09.2024.

Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 158.1, устанавливающей основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в Российской Федерации.

Так, противодействие формированию просроченной задолженности по заработной плате осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений по следующим направлениям:

1) принятие профилактических мер, направленных на недопущение формирования просроченной задолженности по заработной плате, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее формированию, мониторинг просроченной задолженности по заработной плате;

2) привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы в порядке, установленном законодательством;

3) содействие реализации мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате;

4) проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников.

Данные изменения вступят в силу с 01.03.2025.

  1. Прокуратура города Магас разъясняет: Стандарт оказания бесплатной юридической помощи

Приказом Министерства юстиции России от 20.05.2024 № 157 утвержден стандарт оказания бесплатной юридической помощи.

На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» субъектами оказания бесплатной юридической помощи являются: государственное юридическое бюро, адвокаты и нотариусы, наделенные в установленном порядке правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи, а также участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи, к которым относятся юридические клиники и негосударственные центры оказания юридической помощи.

Вышеуказанным приказом утвержден порядок осуществления контроля за соблюдением бесплатной юридической помощи.

Так, согласно Стандарту, о качестве оказания бесплатной юридической помощи будут свидетельствовать: удовлетворенность лица, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, качеством и доступностью ее оказания; отсутствие жалоб на некорректное, невнимательное отношения специалистов к лицам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи.

Контроль за соблюдением Стандарта будет осуществляться Минюстом России в форме сбора и анализа информации. Оценивать удовлетворенность граждан результатами оказанной помощи будут в том числе на основании сведений опросных листов, которые субъект, оказавший бесплатную юридическую помощь, должен будет предлагать заполнить лицам, получившим бесплатную юридическую помощь после ее оказания.

Таким образом, в настоящее время разработан и утвержден стандарт оказания бесплатной юридической помощи.

Страница 1 из 38

© 2014 - 2025 Муниципальное образование "Городской округ город Магас" Республики Ингушетия