Федеральным законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ внесены изменения в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, нарушение установленных законодательством требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 до 100 тысяч рублей, на юридических лиц - от 300 тысяч до 1 млн рублей.
Кроме этого, ответственность за недобросовестную рекламу услуг по предоставлению кредитов и займов распространена на микрофинансовые организации, и увеличены размеры штрафов за указанное правонарушение. Теперь размер штрафа составляет: для должностных лиц - от 40 до 100 тысяч рублей; для юридических лиц - от 600 тысяч до 1,6 млн рублей.
Федеральным законом от 19.12.2023 № 618 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» установлено, с 01 сентября 2024 года в начальных и средних классах в обязательную часть образовательной программы добавляются уроки труда (технологии). В средних и старших классах вместо ОБЖ вводятся обязательные уроки по основам безопасности и защиты Родины.
Правила внутреннего распорядка устанавливают требования к дисциплине на учебных занятиях и правила поведения.
Ученикам запрещено пользоваться средствами связи в школе во время учебных занятий. Исключение составляют экстренные случаи. Федеральные, региональные и местные власти, власти федеральной территории «Сириус» могут устанавливать дополнительные меры господдержки и соцгарантии для педагогов, а также выпускников колледжей и вузов, привлекаемых к педагогической деятельности.
В число академических прав педагогов включено право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.
Педагоги могут направлять в органы управления образовательной организацией обращения о применении дисциплинарных взысканий к обучающимся, нарушающим и ущемляющим их права. Такие обращения будут рассматриваться в обязательном порядке.
В целях улучшения делового климата в стране и минимизации рисков необоснованного уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности принят Федеральный закон от 06.04.2024 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Федеральным законом увеличиваются в среднем в полтора раза пороговые значения сумм крупного и особо крупного размеров ущерба, дохода, задолженности для целей квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Эта мера позволит сократить число лиц, неоправданно вовлечённых в сферу уголовного преследования в связи с обвинением в совершении деяний, не имеющих степени общественной опасности, достаточной для признания их преступлениями.
Исключается ответственность за незаконное предпринимательство, то есть осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или аккредитации, сопряжённое с извлечением дохода в крупном размере. Ответственность за незаконное предпринимательство будет наступать только в случае причинения виновным лицом крупного ущерба гражданам, организациям или государству.
Изменения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, будут иметь обратную силу и повлекут смягчение ответственности или освобождение от ответственности лиц, признанных виновными в совершении преступлений в сфере экономической деятельности.
Федеральным законом от 23.03.2024 № 60-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с новыми изменениями, подозреваемой или обвиняемой женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, а также подозреваемому или обвиняемому мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет, который является единственным родителем, в течение месяца может быть предоставлено одно дополнительное свидание со своими несовершеннолетними детьми.
Изменения вступят в законную силу с 20 сентября 2024 года.
В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 06.04.2024 г. № 73-ФЗ внесены изменения.
Федеральный закон направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2023 года № 33-П и обеспечение сохранности вещественных доказательств по двум или более уголовным делам.
В этих целях устанавливается порядок, в соответствии с которым при вынесении приговора, определения или постановления о прекращении уголовного дела предметы, признанные вещественными доказательствами по уголовному делу и одновременно признанные вещественными доказательствами по другому уголовному делу, а также образцы вещественного доказательства, достаточные для сравнительного исследования, подлежат передаче органу предварительного расследования или суду, в чьём производстве находится уголовное дело, по которому не вынесен приговор либо не вынесено постановление или определение о прекращении уголовного дела.
Во избежание случаев уничтожения на основании судебного решения предметов, признанных вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, когда суды не располагают соответствующей информацией, предусматривается обязанность органов предварительного расследования указывать такие сведения в справке к обвинительному заключению (акту).
В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.
Согласно ст. 20 УПК РФ к уголовным делам частного обвинения относятся дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью, ч. 1 ст. 116.1 УК РФ - нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ - клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Выделение этих преступлений в отдельную категорию обусловлено относительно небольшой степенью тяжести и общественной опасности данных деяний, а также тем, что эти преступления посягают на субъективные права граждан, на их честь, достоинство и здоровье.
Дела, отнесенные законом к указанной категории, возбуждаются только по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель могут возбудить уголовные дела данной категории и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.
Заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения должно содержать наименование суда, в который оно подается; описание события преступления; места, времени, а также обстоятельств его совершения; просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству; данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд; подпись лица, его подавшего.
Суд по собственной инициативе не вправе вынести решение о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему рассмотрению, поэтому в заявлении потерпевшего должна быть указана норма уголовного закона, предусматривающая это деяние как преступное.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Одновременно мировой судья разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление.
С момента принятия судом заявления к своему производству, о чем выносится постановление, лицо, его подавшее, является частным обвинителем.
Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения не только признается исключительным поводом к возбуждению уголовного дела частного обвинения, но и выступает в качестве обвинительного акта, в рамках которого осуществляется уголовное преследование и вручается лицу, в отношении которого оно подано для подготовки им своей защиты в судебном заседании.
До удаления суда в совещательную комнату уголовное дело частного обвинения возможно прекратить в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.
В случае наличия в действиях обвиняемого более тяжкого состава преступления, не входящего в категорию дел частного обвинения, уголовное дело частного обвинения должно быть прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления, а само уголовное дело направляется руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела публичного или частно-публичного обвинения.
Федеральным законом от 23.04.2024 № 98-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены особенности пролонгации в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Так, до 31 декабря 2024 года лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, либо на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления с заявлением о заключении дополнительного соглашения, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, при условии отсутствия задолженности по нему.
Дополнительное соглашение должно содержать следующие требования, действующие в отношении срока, на который увеличивается срок действия договора: о ежегодной индексации размера платежей на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по отношению к действовавшим в предыдущем году размерам платежей по такому договору, а в случае, если условия такого договора содержат требования о ежегодной индексации платежей в большем размере, - об их ежегодной индексации в указанном размере; о безвозмездном размещении социальной рекламы в размере 10 процентов годового объема распространяемой рекламы, а в случае, если условия такого договора содержат требования об обязательном безвозмездном размещении социальной рекламы в большем объеме, - о ее размещении в указанном объеме. Срок пролонгации договора может составлять до десяти лет, если в заявлении о заключении дополнительного соглашения не указан меньший срок.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления. В случае его заключения орган местного самоуправления продлевает срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции при условии уплаты государственной пошлины за его выдачу.
Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет принципы правового регулирования отношений в сфере занятости населения, правовые, экономические, организационные основы политики в сфере занятости, социальных гарантий.
Уточнены обязанности работодателей по информированию службы занятости. О сокращении штата, банкротстве, ликвидации организации, а также других действиях и событиях предстоит отчитываться исключительно через информационные ресурсы, в частности платформу «Работа в России». Сообщать нужно не только о принятых решениях, но и об их изменениях и отменах. Например, если работодатель передумает вводить неполный рабочий день или сокращать штат, у него будет 3 рабочих дня на то, чтобы направить информацию о таком решении в службу занятости.
Установлен срок оповещения работодателем о появлении свободных рабочих мест и вакансий, а также об изменении этих сведений. Он составит 5 рабочих дней.
Расширен перечень критериев, по которым определяется подходящая для человека работа. При подборе будут учитываться не только размер зарплаты, но и опыт, форма занятости, отдаленность рабочего места от места проживания, жизненная ситуация, ограничения по здоровью.
Безработным нельзя будет признать того, кто не прошёл профилирование, не явился на согласование плана содействия занятости или отказался от него. В признании безработным откажут тому, кто в течение 10 дней со дня регистрации отказался от двух предложенных вариантов работы, «подходящей» по мнению службы занятости.
С 1 сентября 2024 года для работодателей, у которых трудятся более 35 человек, вводится квота для приема на работу инвалидов от 2 до 4 % от среднесписочной численности персонала. До 1 сентября 2024 года такое правило действует для организаций, где более 100 работников. Субъекты Российской Федерации смогут дифференцировать квоты в зависимости от отрасли экономики, муниципального образования, среднесписочной численности персонала и должны будут учитывать рекомендации Минтруда.
С 1 января 2025 года вводится профилирование работодателей в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности, финансового положения и иных критериев. Основным способом обращения в службу занятости признается электронный – через платформу «Работа в России» или Портал государственных слуг. Планируется создание общедоступного реестра работодателей, у которых выявили факты нелегальной занятости.
Согласно Федеральному закону от 11.03.2024 № 43-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в статью 226.1 УК РФ внесены изменения, согласно которым в части первой указанной статьи устанавливается ответственность за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных). В качестве максимального наказания за указанные преступления предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет.
Одновременно статья 226.1 УК РФ дополнена частью 1.1, устанавливающей ответственность за незаконное перемещение сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники. Максимальным наказанием за указанные деяния является лишение свободы на срок от трех до семи лет.
Кроме того, признается утратившей силу статья 200.2 УК РФ "Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий", поскольку Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 N 542 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N 923" алкогольная и табачная продукция включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ, а также отнесены к видам стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая сто тысяч рублей.
В УПК РФ внесены корреспондирующие изменения, устанавливающие формы предварительного расследования и подследственность уголовных дел об указанных преступлениях.