Официальный сайт муниципального образования «Городской округ город Магас»

Прокурор разъясняет

Перечень документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсий различных видов утвержден приказом  Министерством  труда и социальной защиты РФ  от 04.08.2021 № 538н.

С 1 января 2022 г. вводится обновленный перечень документов, который включает в себя документы, необходимые для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим).

Тогда же, а именно с 1 января 2022 г. устанавливается порядок информирования территориальным органом Пенсионного фонда РФ граждан в случаях, предусмотренных законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях" (Постановление  Правления  Пенсионного  фонда РФ от 13.09.2021 № 308п).

​​​​​​​В рамках указанных изменений гражданин извещается, в том числе о назначении страховой пенсии, социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении соответствующей пенсии; о порядке выплаты и доставки страховой пенсии по инвалидности в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по инвалидности.

Информирование осуществляется через личный кабинет застрахованного лица на портале госуслуг при условии регистрации в ЕСИА. Информирование граждан, не зарегистрированных в ЕСИА, осуществляется по почте или посредством электронной почты гражданина (его законного представителя), при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя).

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст.22 ТК РФ). 

В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Таким образом, Кодекс устанавливает требование о максимально допустимом промежутке времени между выплатами частей заработной платы при регламентации относительно вопроса конкретных сроков ее выплаты на уровне работодателя. Если сроки выплаты заработной платы определены несколькими локальными актами, они должны быть едиными.

При этом выплата в любом случае должна произойти не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Если установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором сроки выплаты заработной платы ухудшают положение работника по сравнению с указанным требованием, эти документы не должны применяться до приведения их в соответствие со ст.136 ТК РФ.

Например, срок выплаты заработной платы за первую половину месяца может быть определен работодателем в любой день с 15 по 30 число текущего месяца. Срок выплаты заработной платы за вторую половину месяца будет полностью зависеть от срока за первую половину.

Допустим, срок выплаты заработной платы за первую половину месяца определен 20 числа текущего месяца, следовательно, срок выплаты заработной платы за вторую половину месяца должен быть определен 5 числа месяца, следующего за расчетным.

 

Одним из основных назначений уголовного судопроизводства, закрепленного в п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Указанное обстоятельство вытекает из положений ст. 52 Конституции Российской Федерации.

 Вред, причиненный в результате преступления, может выражаться в причинении имущественного, физического и морального вреда (для физических лиц) и имущественного либо неимущественного вреда (для юридических лиц).

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного непосредственно преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, согласно требованиям ст. 131 УПК РФ. Признание лица потерпевшим от преступления против собственности предполагает, что такого рода преступление, нарушая в первую очередь имущественные права потерпевшего, одновременно посягает и на такое важнейшее нематериальное благо, как достоинство личности, а также может посягать и на иные нематериальные блага либо нарушать личные неимущественные права и тем самым - при определенных обстоятельствах - может порождать у этого лица физические или нравственные страдания.

Исходя из этого УПК РФ предусмотрел право физического лица предъявить в уголовном деле гражданский иск, содержащий требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен этому лицу непосредственно преступлением, а кроме того, и право предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, что, в свою очередь, влечет за собой признание потерпевшего гражданским истцом.

Общий принцип компенсации морального вреда (в том числе потерпевшему от преступления) закреплен в части первой статьи 151 ГК Российской Федерации, согласно которой, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В этом смысле реализация потерпевшим от преступления против собственности конституционного права на компенсацию причиненного ущерба может включать в себя и нейтрализацию посредством возмещения морального вреда понесенных потерпевшим физических или нравственных страданий, но лишь при условии, что таковые реально были причинены лицу преступным посягательством не только на его имущественные права, но и на принадлежащие ему личные неимущественные права или нематериальные блага, среди важнейших из которых - достоинство личности.

Применительно к преступлениям против собственности, могут учитываться и признаваться существенными такие обстоятельства, как эстетическое, фамильное, социально-статусное значение вещей и имущественных прав, использование потерпевшим этого имущества в качестве единственно возможного в конкретной жизненной ситуации способа удовлетворить потребность в жилище и др.

В своем постановлении «По делу о проверке конституционности статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шиловского» от 26.10.2021 № 45-П Конституционный Суд РФ признал ч. 1 ст. 151 ГК РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее ст.ст. 21 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 52 и 56 (часть 3), в той мере, в какой она - по смыслу, придаваемому ей судебным толкованием (в том числе во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 1099 ГК РФ), - служит основанием для отказа в компенсации морального вреда, причиненного гражданину совершенным в отношении него преступлением против собственности, в силу одного лишь факта квалификации данного деяния как посягающего на имущественные права потерпевшего, без установления на основе исследования фактических обстоятельств дела того, причинены ли потерпевшему от указанного преступления физические или нравственные страдания вследствие нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага.

С 1 января 2022 г. вводится новый Порядок извещения гражданина о назначении социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности, страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, порядке выплаты и доставки страховой пенсии по инвалидности, а также уведомления об условиях, необходимых для назначения пенсии по инвалидности (утв. Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 13 сентября 2021 г. № 308п).

Со следующего года территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение трех рабочих дней должен будет извещать гражданина о назначении страховой пенсии, социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности.

В такой же срок со дня вынесения соответствующего решения гражданин извещается о порядке выплаты и доставки страховой пенсии по инвалидности и о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан уведомить гражданина об условиях, необходимых для назначения страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение.

Такое информирование осуществляется через личный кабинет застрахованного лица в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» при условии регистрации застрахованного лица в единой системе идентификации и аутентификации.

Граждане, не зарегистрированные в единой системе идентификации и аутентификации, информируются по почте, а при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) об информировании посредством электронной почты - посредством соответствующей электронной почты.

C 1 января 2022 г. изменены размеры пособий по безработице. Соответствующие размеры установлены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2021 № 1940.

Так, минимальная величина пособия для граждан, признанных в установленном порядке безработными (Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации») составит 1500 рублей, максимальная - 12792 рублей в первые 3 месяца периода безработицы и 5000 рублей - в следующие 3 месяца периода безработицы. Для лиц предпенсионного возраста, признанных безработными минимальная величина пособия составит 1500 рублей, а максимальная - 12792 рублей.

Одновременно с этим, напоминаю об ответственности за мошенничество при получении социальных выплат, в том числе пособия по безработице (ст.159.2 Уголовного кодекса РФ). Такие действия наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

 

Согласно уголовному законодательству, действующему на территории Российской Федерации, уголовной ответственности за незаконный сбыт наркотических средств подлежат лица, достигшие возраста 16 лет.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» незаконный сбыт наркотических средств, растений (их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества, - это незаконная деятельность лица, направленная на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) приобретателю. Передача лицом реализуемых средств, веществ, растений приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно, путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте, введения инъекции.

Об умысле на сбыт указанных средств, веществ, растений свидетельствуют при наличии к тому оснований их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п.

Ответственность лица за сбыт наркотических средств, растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества, по ч.1 ст.228.1 УК РФ наступает независимо от их размера.

Учитывая, что диспозиция ч.1 ст.228.1 УК РФ не предусматривает в качестве обязательного признака преступления наступление последствий в виде незаконного распространения наркотических средств, растений, содержащих наркотические средства, их незаконный сбыт считается оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств, веществ, растений независимо от их фактического получения приобретателем, в том числе когда данные действия осуществляются в ходе проверочной закупки или иного оперативно-розыскного мероприятия, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Изъятие в таких случаях сотрудниками правоохранительных органов из незаконного оборота указанных средств, веществ, растений не влияет на квалификацию преступления как оконченного.

В случае, когда лицо передает приобретателю наркотические средства, растения (либо их части), содержащие наркотические средства или психотропные вещества, по просьбе (поручению) другого лица, которому они принадлежат, его действия следует квалифицировать как соисполнительство в незаконном сбыте указанных средств, веществ, растений.

Законодателем за совершение указанного деяния предусмотрено наказание исключительно в виде лишения свободы на срок от четырех до двадцати лет или пожизненное лишение свободы. Кроме этого предусмотрены дополнительные виды наказаний: штраф, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч.2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Для осуществления вышеназванной цели судебный пристав использует широкий круг исполнительных действий и мер принудительного исполнения.

Перечень исполнительных действий содержится в ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» . В частности, к ним относятся:

- запрос необходимых сведений и справок у граждан, организаций и органов;

- наложение ареста на имущество (в том числе деньги и ценные бумаги), изъятие и передача его на хранение.

Необходимо обратить внимание, что арест как исполнительное действие применяют, чтобы обеспечить исполнение исполнительного документа, например, о взыскании денежных средств. Если арест предусмотрен судебным актом и по нему выдан исполнительный лист об аресте, то его наложение - это не исполнительное действие, а мера принудительного исполнения;

- оценка имущества;

- розыск должника и его имущества, в том числе с привлечением правоохранительных органов.

Судебные приставы –исполнители вправе совершать и иные действия, например, устанавливать запрет на распоряжение имуществом.

В отличие от мер принудительного исполнения, отдельные исполнительные действия пристав вправе осуществлять даже в течение срока для добровольного исполнения или периода, когда исполнительное производство приостановлено. Например, наложить арест на имущество должника или установить запрет на распоряжение им.

Перечень мер принудительного исполнения приведен в ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве. К ним относятся:

- обращение взыскания на имущество должника, то есть изъятие имущества и (или) его реализация;

- обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

- совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

- изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

- наложение ареста на имущество должника, находящееся у него или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

- принудительное выселение из жилого помещения, или вселение в него;

- принудительное освобождение нежилого помещения или земельного участка от пребывания должника и его имущества.

Следует обратить внимание, что в силу ст. 4 Закона об исполнительном производстве вышеназванные действия должны соотноситься с объемом требований взыскателя. Например, если у должника несколько автомобилей, органы принудительного исполнения должны обратить взыскание на тот, стоимости которого достаточно для погашения долга.

С 11.11.2021 вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации № 1908 от 02.11.2021, которое расширило перечень доходов, из которых удерживаются алименты на содержание несовершеннолетних детей.

Теперь алименты удерживаются с компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда; с пособий по временной нетрудоспособности, по безработице (ранее удержания производились только по решению суда и судебному приказу, либо нотариально удостоверенному соглашению); с доходов от реализации недвижимого имущества в связи с осуществлением экономической деятельности; с доходов в виде процентов, полученных по вкладам.

Федеральным законом от 24.02.2021 № 18-ФЗ, вступившим в силу 24.02.2021, внесены изменения в статьи 17 и 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее – Закон № 400).

Согласно внесенным изменениям в Закон № 400-ФЗ родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении), повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.

Сумма, предусмотренная частью 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ, проиндексированная по состоянию на февраль 2021 года в соответствии с установленными постановлениями Правительства РФ от 28.01.2021 № 73, от 29.01.2020 № 61, от 24.01.2019 № 32 и иными коэффициентами индексации, составляет 6 044 рубля 48 копеек.

Соответственно, сумма повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности у родителя, являющимся опекуном одного недееспособного инвалида с детства (если он не находится на полном государственном обеспечении) по состоянию на 26.02.2021 составляет 2 014 рублей 83 копейки.

Кроме того, согласно изменениям статьи 18 Закона №400-ФЗ лицу, которому установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии и которому осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты в связи с достижением ребенком возраста 18 лет, при поступлении в течение 12 месяцев со дня перерасчета документов, подтверждающих признание инвалида с детства недееспособным, производится перерасчет размера фиксированной выплаты без заявления о перерасчете.

Таким образом, федеральным законом № 18-ФЗ устранена правовая неопределенность по вопросу сохранения права родителя (опекуна) инвалида с детства на сохранение повышенной фиксированной выплаты к пенсии.

В современных условиях динамичного развития информационно-телекоммуникационных технологий столь же интенсивно возрастают риски противоправных посягательств в данной сфере.

В настоящее время широкое распространение приобрели факты, когда злоумышленники, представляясь гражданам работниками кредитных учреждений, получают конфиденциальные данные платежных карт, что позволяет осуществлять переводы денежных средств с банковских счетов, или под воздействием обмана жертвы сами перечисляют денежные средства мошенникам.

В целях усиления ответственности за хищение денежных средств клиентов кредитных организаций в 2018 г. Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» корректировке подверглась ст.159.3 УК РФ, введена уголовная ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа (например, электронных кошельков, таких как Яндекс.Деньги, WebMoney, система «Клиент-банк» и прочих). Вместо предыдущей формулировки «Мошенничество с использованием платежных карт» появилось «Мошенничество с использованием электронных средств платежа».

В соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» электронное средство платежа - это средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Операторами по переводу денежных средств являются Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.

Под электронным средством платежа понимаются средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Денежные средства делятся в настоящее время на наличные, безналичные и электронные. Потребность в переводе денег и выдаче распоряжений о переводе возникает только в случае безналичных и электронных денег, поскольку только для этих видов денежных средств характерно обязательное участие посредников между субъектами расчетов - операторов по переводу денежных средств, которым и выдают распоряжения о переводе безналичных или электронных денежных средств субъекты расчетов. При помощи электронных средств платежа похищаются и безналичные, и электронные денежные средства.

За период действия предыдущей ст. 159.3 УК РФ сформировалась практика, согласно которой мошенничество с использованием платежных карт признавалось в случаях, когда хищение имущества осуществлялось с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем сообщения уполномоченному работнику кредитной, торговой или иной организации заведомо ложных сведений о принадлежности указанному лицу такой карты на законных основаниях либо путем умолчания о незаконном владении им платежной картой. А в действующей редакции ст. 159.3 УК РФ законодатель расширил перечень средств совершения данного преступления, которые исключают "контакт" с сотрудником кредитной, торговой или иной организации; закономерно, что как мошенничество с использованием электронных средств должно квалифицироваться и хищение денежных средств, совершенное посредством систем дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинга, операций через мобильные приложения, ATM-банкинга (использования банкомата и платежной карты), классического «Банк-Клиент». Способами хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество при мошенничестве, ответственность за которое наступает в соответствии со ст.159.3 УК РФ, являются обман или злоупотребление доверием, под воздействием которых владелец имущества или иное лицо передают имущество или право на него другому лицу либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению права на него другим лицом. Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям.

Таким образом, способом совершения хищения, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ, является обман или злоупотребление доверием, представляющие собой определенного рода воздействие на человека, которым может быть, как потерпевший, так и иное лицо.

Для совершения такого обмана виновному сначала необходимо будет завладеть чужим электронным платежным средством. Однако, завладев чужим электронным платежным средством, виновный получит не только возможность рассчитываться с его помощью за покупки, но и возможность просто перевести денежные средства с банковского счета потерпевшего на свой счет.

Средством совершения преступления в законе названы поддельная или принадлежащая другому лицу кредитная, расчетная, иная платежная карта. Используя названное средство совершения мошенничества, виновный приобретает имущество, услуги и т.п. за счет принадлежащих держателю карты средств. Следовательно, при квалификации по ст. 159.3 УК значение имеет принадлежность имущества на момент его изъятия в результате мошенничества, а не установленные законом или договором владельца карты и выдавшего ее банка правила возмещения банком владельцу убытков, причиненных в связи с использованием другим лицом утраченной владельцем карты либо использованием другим лицом поддельной карты. Иными словами, потерпевшим от такого мошенничества становится владелец счета, с которого списываются денежные средства, несмотря на то что в заблуждение относительно правомерности использования платежной карты вводится не потерпевший, а иное лицо.

По сравнению с прошлой редакцией ужесточена санкция ч.1 ст.159.3 УК РФ, регламентирующая ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа: арест на срок до 4 месяцев заменен на лишение свободы на срок до 3 лет.

По ч.2 ст.159.3 УК РФ наступает ответственность за совершение указанных действий группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину. Согласно санкции предусмотрена ответственность, как и ранее, до 5 лет лишением свободы.

По ч.3 ст.159.3 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение указанных действий лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, с наказанием до 6 лет лишения свободы, со штрафом в размере до 80 тыс.руб.

По ч.4 ст.159.3 УК РФ законодателем предусмотрена ответственность за совершение указанных действий организованной группой или в особо крупном размере, с наказанием до 10 лет лишения свободы, со штрафом до 1 млн.руб.

При этом, в новой редакции ст.159.3 УК РФ изменены суммы ущерба, которые позволяют признать деяние совершенным в крупном или особо крупном размере. Ранее «платежное» мошенничество считалось совершенным в крупном размере, если было похищено более 1,5 млн руб., в особо крупном - более 6 млн руб., а в новой редакции крупным считается хищение на 250 тыс. руб., особо крупным - на 1 млн руб.

 

 

© 2014 - 2023 Муниципальное образование "Городской округ город Магас" Республики Ингушетия