Официальный сайт муниципального образования «Городской округ город Магас»

Прокурор разъясняет

Законом определен порядок судебного заседания по уголовному делу.

Правила проведения разбирательства регламентируют как деятельность судьи, так и всех лиц, участвующих в деле: свидетелей, экспертов, специалистов, прокуроров, адвокатов, представителей сторон, а также слушателей.

Судебное разбирательство проводится в условиях, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства.

За соблюдением порядка в судебном заседании следит председательствующий, а также судебный пристав.

Судья вправе давать распоряжения судебному приставу по обеспечению порядка судебного заседания, при необходимости разъяснять присутствующим основные правила поведения.

Требования судьи и судебного пристава, связанные с обеспечением порядка, обязательны для всех присутствующих в зале заседания.

За нарушение порядка нарушитель предупреждается о недопустимости такого поведения и может быть удален из зала заседания, на него решением суда непосредственно в том же судебном заседании также может быть наложено денежное взыскание в размере до 2,5 тыс. руб.

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленное время и место без уважительной причины, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 21.5 КоАП РФ.

         Уважительными причинами в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» признаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие возникшие в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

         Вышеуказанные причины должны неявки должны быть подтверждены документально.

         Статьей 21.5 КоАП РФ также предусмотрена ответственность за неявку в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования или места пребывания.

         За нарушение обязанностей по воинскому учету предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 3 000 рублей.

         Уголовная ответственность в данной области правонарушений, предусмотрена статьей 328 УК РФ.

         Так, частью 1 статьи 328 УК РФ за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.

         Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительной причины по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения службы. Неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины, могут свидетельствовать о намерении призывника избежать возложения на него обязанности нести военную службу.

         Также уклонением от призыва на военную службу является получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов или иного обманы.

         Самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу также подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ

Прокурор участвует и дает заключение по гражданским делам о выселении (в том числе, являющимся последствием признания судом гражданина утратившим право пользования жилым помещением), восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, лишении или ограничении родительских прав, признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, об объявлении гражданина умершим или безвестно отсутствующим, а также в других случаях, предусмотренных законом.

При этом прокурор привлекается к рассмотрению упомянутых категорий дел судом или по ходатайству участников процесса.

При рассмотрении судами дел прокурор обладает правами лица, участвующего в деле, и ему, как и иным участникам процесса, должны быть переданы копии документов, предоставляемых сторонами в обоснование своих требований или возражений (копия иска с приложенными материалами, возражений, позиций и иных), любым способом, позволяющим отследить их отправку (электронная почта, почтовое отправление и иные).

Прокурор может оспорить решение суда только по тем гражданским делам, в которых он принимал или должен быть принимать участие в силу прямого указания закона.

Важно знать, что на прокурора, участвующего в деле, распространяются такие же сроки на оспаривание судебного акта, как и на других участников дела: для не вступившего в законную силу решения – 1 месяц со дня изготовления в окончательной форме; для решения, прошедшего апелляционное обжалование – срок, не превышающий 3-х месяцев со дня его вступления в законную силу.

Участники процесса вправе самостоятельно обжаловать судебные акты по гражданскому делу в апелляционном и кассационном порядке, либо обратиться с соответствующим заявлением к прокурору.

Суд также может привлечь прокурора к участию в деле в качестве третьего лица в случаях, если судебным актом могут быть затронуты его интересы, а также в целях осуществления прокурорского надзора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, если обстоятельства дела свидетельствуют о наличии признаков легализации доходов, полученных незаконным путем.

Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину (ч.2 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, а также привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 22 ТК РФ).

Согласно ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания работодателем должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то работодателем составляется соответствующий акт. При этом не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

При этом Верховный Суд Российской Федерации, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 06.09.2021 № 50-КГПР21-3-К8, напомнил, что при применении дисциплинарного взыскания работодатель обязан указать какие конкретно нарушения трудовых обязанностей были допущены по вине работника, явившиеся поводом к привлечению его к дисциплинарной ответственности, а также соотнести тяжесть совершенного дисциплинарного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, с мерой взыскания за его совершение. Кроме того, важно учитывать и предшествующее поведение работника, а также его отношение к труду.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, к которым относятся комиссии по трудовым спорам работодателей или суды.

Важно помнить, что в силу ч. 1 ст. 392 ТК РФ, при обжаловании дисциплинарного взыскания в судебном порядке работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

При обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых отношений работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.

Следует помнить, что аварийным является многоквартирный дом, техническое состояние несущих строительных конструкций которого является аварийным, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения здания или кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости дома.  Такие дома, как правило,   имеют процент  износа свыше 60 %.

В целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственники расположенных в нем жилых помещений вправе обратиться в межведомственную комиссию органа местного самоуправления с соответствующим заявлением и с приложением копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключения специализированной (экспертной) организации по результатам обследования технического состояния дома. В том случае, если в многоквартирном доме имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда, орган местного самоуправления должен самостоятельно инициировать проведение оценки технического состояния дома в целях его признания аварийным с привлечением специализированной организации.

Обращения граждан рассматриваются межведомственной комиссией в течение 30 календарных дней с вынесением решения комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или об отсутствии таковых. Решение межведомственной комиссии о наличии оснований для признания дома аварийным в 3-х дневный срок направляется в орган местного самоуправления, который в течение 30 дней  принимает решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно орган местного самоуправления издает  распоряжение, содержащее сведения о сроках отселения граждан.

Если установленный органом местного самоуправления срок расселения дома является неразумным при наличии угрозы его внезапного обрушения, создающей реальную опасность причинения вреда жизни или здоровью граждан,  то такой срок подлежит сокращению, в том числе в судебном порядке на основании  исков заинтересованных лиц.

После признания дома аварийным в силу положений ст.95 Жилищного кодекса РФ гражданам по их заявлениям могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда для временного проживания, а лица, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вправе получить другое пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

После расселения всех жителей дома, признанного аварийным, органы местного самоуправления обязаны обеспечить прекращение доступа в здание иных лиц, его фактический снос в разумные сроки.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

 К таковым относится наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Вместе с тем, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

- отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;

- отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;

- несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Бытовые конфликтные ситуации среди людей не редкость. В повседневной жизни можно столкнуться с невзначай брошенными оскорбительными выражениями и действиями.

Под оскорблением понимается умышленное унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

По смыслу закона неприличной является циничная, глубоко противоречащая нравственным нормам, правилам поведения в обществе форма унизительного обращения с человеком.

Вместе с тем, словесные конфликты между гражданами следует отличать от публичного оскорбления представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей.

Публичная словесная перепалка в неприличных, нецензурных, грубо-жаргонных выражениях в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также иного должностного лица, наделенного в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, является преступлением, влекущим уголовную ответственность (ст. 319 Уголовного кодекса РФ).

Оскорбляющий помимо публичного унижения конкретного должностного лица, подрывает авторитет органов власти, затрагивает их честь и достоинство, нанося урон престижу Государства.

Максимальное наказание за данное преступление – 1 год исправительных работ. Ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Согласно ч. 1 ст. 104.4 УК РФ судебный штраф – это денежное взыскание, назначенное судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ.

Судебный штраф не является уголовным наказанием. Это мера уголовно-правового характера, которая не влечет за собой наличие судимости.

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Вред может быть возмещен в любой форме: материальная компенсация, возврат похищенного, добровольный ремонт либо выполнение общественных работ, различного рода пожертвования и тому подобное. При этом учитывается поведение обвиняемого (подозреваемого) в ходе предварительного следствия (дознания): дача последовательных признательных показаний, активное способствование расследованию, сообщение сведений о соучастнике преступления и т. д.

При таких обстоятельствах возможно ставить вопрос о том, что лицо минимизировало характер и степень общественной опасности своего деяния и нейтрализовало его вредные последствия.

С ходатайством о направлении уголовного дела в суд для назначения штрафа и прекращения уголовного дела к следователю (дознавателю) вправе обратиться обвиняемый, подозреваемый и их адвокаты (защитники). Если по делу следователем (дознавателем) будут установлены основания для прекращения уголовного дела с назначением судебного штрафа, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора направляют в суд соответствующее ходатайство.

В то же время такое ходатайство может быть заявлено стороной защиты и в судебном заседании.

Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) с применением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа находится в исключительной компетенции суда.

Суд в каждом конкретном случае должен решить, достаточны ли те меры, которые были предприняты лицом совершившим преступление, либо действия, позволяющие освободить лицо от уголовной ответственности. Принятие решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении подозреваемого (обвиняемого) и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа является правом, а не обязанностью суда.

В соответствии со ст. 25.1 УПК РФ, согласие прокурора и потерпевшего для прекращения уголовного дела (преследования)  по данным основаниям обязательным условием не является.

Необходимо обратить внимание на положения ч. 1 ст. 104.5 УК РФ. Данная статья уголовного закона предусматривает, что  размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. В случае, если штраф не предусмотрен соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, размер судебного штрафа не может быть более двухсот пятидесяти тысяч рублей.

На основании ч. 2 ст. 446.3 УПК РФ суд, при вынесении постановления, разъясняет лицу, в отношении которого прекращено уголовное дело или уголовное преследование и назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, последствия неуплаты судебного штрафа в установленный срок, предусмотренные ч.2 ст.104.4 УК РФ, а также необходимость представления сведений об уплате судебного штрафа в ФССП в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

В случае неуплаты лицом судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, суд по представлению судебного пристава-исполнителя отменяет постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) о назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору для дальнейшего предварительного расследования.

При прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и применении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа не следует забывать, что независимо от количества совершенных обвиняемым (подозреваемым) преступлений положения ст. 69 УК РФ, предусматривающей назначение наказания по совокупности преступлений, на него не распространяются.

Исходя из сложившейся практики, недопустимо назначение меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа по таким составам преступлений, как ст.ст. 107-109, ч. 1 ст. 228, ст. 318, ст. 319, ст. 328 УК РФ.

Конституцией гарантировано право каждого на судебную защиту.

Любое требование должно быть заявлено в суд своевременно, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для защиты нарушенных гражданских прав может привести к ущемлению интересов лиц, к которым такие требования предъявлены.

Для этих целей Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) установлено понятие исковой давности – срока, в течение которого гражданин может обратиться в суд с иском (заявлением).

Общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ).

Законом установлен порядок исчисления такого срока:

- со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права;

- со дня, когда лицо узнало о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите его права.

Если в договоре (акте, решении) установлен конкретный срок его исполнения, течение исковой давности на судебную защиту начинается после окончания названного срока.

Если в договоре (акте, решении) срок исполнения отсутствует или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления требования об исполнении такого обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании этого срока.

В данном случае начало течения срока на судебную защиту связано с моментом предъявления участником сделки требования об исполнении другой стороной взятых на себя обязательств.

Предельный срок продолжительности исковой давности - 10 лет со дня возникновения права на иск (установлен законом в 2013 году и применяется к отношениям, возникшим после 01.09.2013):

- со дня нарушения права вне зависимости от того, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права;

- со дня возникновения обязательства (заключения сделки, подписания акта и т.п.), срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования

Конституцией Российской Федерации гарантирована охрана права частной собственности.

За умышленное уничтожение или повреждение имущества установлена уголовная ответственность, максимальный размер которой – 2 года лишения свободы.

Предметом преступления является чужое движимое или недвижимое имущество, уничтожением или повреждением которого собственнику причинен ущерб в размере не менее 5 тыс. руб. Если ущерб менее названной суммы, за те же действия может наступить административная ответственность.

Уничтожение имущества означает приведение его в полную непригодность для дальнейшего использования по назначению.

Повреждение имущества означает причинение вреда, существенно снизившего его стоимость с сохранением возможности использования в таком виде.

При уничтожении имущества ущерб определяется его стоимостью, а при повреждении стоимостью ремонта с учетом возможного снижения цены.

Если уничтожено или повреждено бывшее в употреблении имущество, при оценке ущерба учитывается его амортизация.

Возмещению подлежат убытки в полном объеме.

За те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иные тяжкие последствия, максимальный размер уголовной ответственности – 5 лет лишения свободы.

О фактах умышленного уничтожения или повреждения имущества сообщайте в органы полиции.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» обязанности по принудительному исполнению судебных актов в Российской Федерации возложены на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Исполнительные документы, выданные на основании вступившего в законную силу решения суда, могут быть предъявлены для исполнения в службу судебных приставов в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Согласно Закону копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Информация о всех исполнительных производствах, возбужденных на территории Российской Федерации, находится в открытом доступе и публикуется на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов. Необходимую информацию можно получить в сервисе «Банк данных исполнительных производств» (возможен поиск по Ф.И.О. и дате рождения должника, номеру исполнительного производства, а для юридических лиц по наименованию организации).

Граждане, зарегистрированные на официальном интернет-портале государственных и муниципальных услуг («Госуслуги» – Gosuslugi.ru), могут получить необходимую информацию о наличии у них задолженности по исполнительным производствам в разделе «Судебная задолженность».

При отсутствии технической возможности для доступа в сеть «Интернет» и использования указанных сервисов у граждан сохраняется право на личное обращение в территориальное отделение судебных приставов по месту жительства (при себе необходимо иметь паспорт).

Оплата задолженности по исполнительным производствам возможна «онлайн» в электронном виде, с использованием банковской карты, на портале «Госуслуги», на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов или ее территориальных органов, в мобильном приложении «ФССП». При этом сохраняется возможность оплаты задолженности по исполнительным производствам в банковских и иных организациях по квитанции (при себе необходимо иметь паспорт и реквизиты для оплаты задолженности) или в мобильном приложении соответствующего банка (при наличии технической возможности).

Важно помнить, что в случае уклонения от погашения задолженности по исполнительному производству судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на имущество должника, его заработную плату, временно ограничить выезд за пределы Российской Федерации и другие. Подробный перечень мер принудительного исполнения приведен в ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

© 2014 - 2023 Муниципальное образование "Городской округ город Магас" Республики Ингушетия