В соответствии с примечанием 1 к ст. 228 УК РФ добровольная сдача
наркотических средств является одним из условий освобождения от
уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение,
перевозку, изготовление, переработку таких средств.
Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что "добровольная сдача
наркотических средств означает выдачу лицом таких средств...
представителям власти при наличии у этого лица реальной возможности
распорядиться ими иным способом".
Предметом добровольной сдачи могут выступать наркотические
средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие
наркотические средства или психотропные вещества, либо их части,
содержащие наркотические средства или психотропные вещества.
Предметом сдачи могут быть наркотические средства, находящиеся в
фактическом владении лица, т.е. именно те наркотические средства, которые
лицо (субъект сдачи) единолично или совместно с другими лицами
незаконно приобрело, хранило, перевозило, изготовило или переработало (ст.
228 УК РФ).
Пленум Верховного Суда РФ определяет сдачу наркотических средств
как выдачу таких средств определенному адресату - представителям
власти.При этом под выдачей наркотических средств как формой их сдачи
понимается вручение таких средств непосредственно ("в руки")
представителям власти, когда такие средства находились при виновном лице
или в непосредственной близости от него; под сообщением - устное или
письменное заявление о наличии наркотических средств, о своем намерении
их выдать и месте нахождения таких средствАдресаты сдачи наркотических
средств - круг лиц, сдав наркотические средства которым виновный может
претендовать на освобождение от уголовной ответственности.К адресатам
сдачи наркотических средств может быть отнесен широкий круг
должностных лиц - должностные лица не только правоохранительных, но и
контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные в
установленном законом порядке распорядительными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (лица,
наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов
законодательной, исполнительной или судебной власти).Это могут быть те
должностные лица правоохранительных органов, которые наделены
полномочиями по осуществлению уголовного преследования, охране
общественного порядка и (или) обеспечению общественной безопасности
(например, правом возбудить уголовное дело, задержать, произвести личный
досмотр, досмотр транспортного средства, обыск, выемку, иные
следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и т.п.).
Например, сотрудники подразделений патрульно-постовой службы
полиции, участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений
ДПС ГИБДД, оперуполномоченные, дознаватели, следователи и
т.д.Сообщение о наркотических средствах как форма их сдачи может
выступать одним из оснований освобождения от уголовной ответственности
только в том случае, если результатом такого сообщения является изъятие
данных средств из незаконного оборота.При этом сдача наркотических
средств независимо от ее формы должна выступать необходимым условием
изъятия наркотических средств из незаконного оборота. Это значит, что при
отсутствии рассматриваемого позитивного постпреступного поведения
правоохранительные органы не обнаружили бы и не изъяли наркотические
средства, которыми незаконно владел виновный (наркотические средства
продолжили бы находиться в его незаконном владении), т.е. между сдачей
наркотических средств и их изъятием должна быть объективная связь
(зависимость).
Применительно к времени сдачи наркотических средств, необходимо
отметить, что сдача должна быть своевременной, т.е. состояться до начала
задержания лица или производства следственных действий по обнаружению
и изъятию наркотических средств.