Информирование населения о преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий,схемах действии преступников и мерах, позволяющих не стать очередной жертвой мошенников.
Данный вид хищения является общественно опасным деянием, которое не только причиняет имущественный ущерб гражданам, но и разрушает нравственные устои общества, подрывает доверие человека к человеку.
Среди большого многообразия видов мошенничеств широко, распространение как на территории России, так и в Республике Ингушетия получило так называемое мошенничество, совершаемое в сфере использования мобильных средств связи и сети «Интернет» совершаемое с помощью средств сотовой связи, когда деньги у потерпевших похищаются под предлогов совершения каких-либо банковских операций, направленных на восстановление якобы поврежденных данных об их банковских вкладах, либо путем введения г заблуждение потерпевших (чаще всего престарелых граждан). При этом нередко мошенники представляются потерпевшим банковскими работниками, что негативно влияет на общественное мнение.
Основные способы совершения мошенничества с использованием мобильных средств связи и сети «Интернет», (информационно-телекоммуникационных технологий):
- мошенник звонит или отправляет СМС или ММС сообщение на мобильный телефон, представляется сотрудником рекламной фирмы, банка или иной коммерческой организации, сообщает потерпевшему о «о необходимости оформления документов для получения кредита» указывая номер телефона в банке, на который необходимо сделать перевод денежных средств;
- мошенник звонит или отправляет СМС-сообщение на телефоны, сообщая информацию о том, что банковская карта или счет мобильного телефон заблокированы в результате преступного посягательства, а затем представляясь сотрудником банка или телефонной компании, предлагает набрать комбинацию цифр на мобильном телефоне или банкомате якобы для разблокировки, в результате чего денежные средства перечисляются на счет мошенника или его доверенного лица;
- поступает звонок от якобы сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленника;
-мошенничество при покупке товаров через социальные сети, потерпевшие заказывают товар через сеть Интернет, оплачивают заказ путем перечисления денежных средств на банковскую карту продавца, но не получают заказ.
СМС сообщения могут быть весьма разнообразны, и в данном случае совет может быть один - критически относиться к таким сообщениям и не спешить выполнить то, о чем Вас просят. Лучше позвонить оператору связи, какая сумма спишется с вашего счета при отправке СМС или звонке на указанный номер, затем сообщите о пришедшей на Ваш телефон информации. Оператор определит того, кто отправляет эти СМС и заблокирует его аккаунт.
Меры, не позволяющие стать очередной жертвой мошенников:
Не торопитесь сообщать реквизиты Вашей карты. Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать данные Вашей карты! Для того, что проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, Вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а Ваша карта продолжает обслуживаться банком.
Для того, чтобы не стать жертвой Интернет-аферистов, необходимо обращать внимание на некоторые признаки потенциально опасных Интернет-магазинов или объявлений. Вот некоторые из них:
- Внимательно изучайте текст объявления и если в нем что-то не так лучше пройти мимо;
- Не нужно отправлять на банковские счета предоплату и соглашаться на сомнительные условия сделки;
- Нельзя передавать свои паспортные данные-паспорт, банковские реквизиты;
- Нельзя переходить по подозрительным ссылкам в сообщениях, в них могут находиться вирусы;
- Требование предоплаты. Если продавец предлагает перечислить предоплату за товар, особенно с использованием электронных денег или при помощи банковского перевода на карту, выданную на имя частного лица, нужно понимать, что данная сделка является опасной. Учитывайте риски при совершении Интернет-покупок. Помните о том, что при переводе денег в счет предоплаты вы не имеете никаких гарантий их возврата или получения товара. Если вы решили совершить покупку по предоплате, проверьте рейтинги продавца в платежных системах.
- Отсутствие контактной информации и сведений о продавце. Если на сайте Интернет-магазина отсутствуют сведения об организации индивидуальном предпринимателе, а контактные сведения представлены лишь формой обратной связи и мобильным телефоном, такой магазин может представлять опасность. Внимательно изучите сведения о продавце. Помните о том, что вы собираетесь доверить деньги лицу или компании, о которой ничего не знаете. Если на сайте указан адрес магазина, проверьте, действительно ли магазин существует. Очень часто злоумышленники указывают несуществующие адреса, либо по данным адресам располагаются совсем другие организации. Проверьте отзывы о магазине в открытых Интернет-рейтингах, пролистайте отзывы как можно дальше, злоумышленники могут прятать негативные отзывы за десятками фальшивых положительных оценок. В случае совершения покупок посредством электронных досок объявлений посмотрите историю сделок продавца и ознакомьтесь с его рейтингом, многие торговые площадки предлагают подобную услугу.
- Неточности или несоответствия в описании товаров. Если в описании товара присутствуют явные несоответствия, следует осторожно отнестись к подобному объявлению. Внимательно прочитайте описание товара и сравните его с описаниями на других Интернет-ресурсах.
- Излишняя настойчивость продавцов и менеджеров. Если в процессе совершения покупки менеджер магазина начинает торопить вас с заказом и оплатой товара, убеждая в том, что если не заказать его сейчас, то цена изменится или товар будет снят с продажи, не поддавайтесь на уговоры и трезво оценивайте свои действия. Злоумышленники часто используют временной фактор для того чтобы не дать жертве оценить все нюансы сделки. Тщательно проверяйте платежную информацию и при наличии любых сомнений откладывайте сделку.
Кроме этого, существует и ряд других признаков, на которые следует обратить внимание. Среди них отсутствие возможности курьерской доставки, самовывоза товара, его низкая цена, отсутствие у продавца или магазина «истории», а также подтверждение личности продавца путем направления отсканированного изображения паспорта.
Если Интернет-магазин или объявление соответствуют хотя бы одному из указанных признаков, это серьезный повод задуматься о целесообразности совершения сделки. Если под их описание подходят два или более признака, воздержитесь от контактов с данным продавцом или магазином.
При совершении телефонного мошенничества потерпевшему следует обратиться в отделение полиции и написать заявление о свершившемся противоправном деянии. В таком заявлении подробно указываются сведения:
- сообщить когда и при каких обстоятельствах было совершен мошенничество;
- сообщить номер телефона, с которого осуществлялся звонок потерпевшему;
- сообщить, кем представлялись звонившие лица;
- особенности голоса и речи звонивших лиц, (мужской или женский голос, акцент, говор, дефекты речи, произношение.