Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
Комментируемая ст. 2.3 КоАП РФ устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. Закрепление в законодательство минимального возрастного предела административной ответственности также связано со способностью физического лица понимать значение своих действий с точки зрения оценки их законом.
Исходя из ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе при не достижении физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 данной статьи).
Положения комментируемой статьи должны учитываться и в законодательстве субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пример
Максимова Л.П. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 3 пункта 1 ст. 1 и пункта 1 статьи 7 Закона Мурманской области от 13 ноября 2003 года "О содержании животных". В обоснование заявленного требования ссылалась на то, что указанные нормы, определяющие содержание физическими лицами животных в помещениях или на земельных участках, находящихся в собственности (владении) иных юридических или физических лиц лишь с согласия собственника (владельца) помещений или земельных участков, и предусматривающие возложение
ответственности на собственника (владельца) животного за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, противоречат федеральному законодательству.
Ставя вопрос о признании недействующим пункта 1 ст. 7 Закона, заявительница ссылалась на то, что установленная этой нормой ответственность собственника (владельца) животного за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях, предусматривающего, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3).
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействующей указанной нормы, Мурманский областной суд исходил из того, что в оспариваемой норме имеется указание на то, что собственник (владелец) животного несет ответственность за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, если законодательством не предусмотрено иное. Поэтому, по мнению суда, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях административную ответственность собственник (владелец) животного несет за действия лиц, не достигших шестнадцати лет.
Однако с таким выводом суда не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, указав, следующее.
Согласно п. 2 ст. 15 оспариваемого Закона области за нарушение п. 1 ст. 7 Закона виновные лица привлекаются к административной ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Следовательно, за действия, предусмотренные в п. 1 ст. 7 оспариваемого Закона области, административную ответственность несет лицо достигшее 16 лет, а за действия лиц, не достигших того возраста, ответственность несет собственник (владелец) животного.
Согласно п. "к" ст. 72, п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, а также ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, принимаемые субъектами Российской Федерации законы, содержащие нормы административного законодательства, не должны противоречить в данном случае Кодексу об административных правонарушениях.
Поскольку п. 1 ст. 7 Закона области "О содержании животных" устанавливающий административную ответственность собственника (владельца) животного за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях, то он не может быть признан законным.
На этой основе Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение Мурманского областного суда от 5 апреля 2004 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления Максимовой Л.П. о признании недействующим п. 1 ст. 7 Закона Мурманской области от 13 ноября 2003 года "О содержании животных" и принять новое решение, которым заявление Максимовой Л.П. в этой части удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 ст. 7 Закона Мурманской области от 13 ноября 2003 года "О содержании животных" в части возложения административной ответственности на собственника (владельца) животного за действия лиц, не достигших 18-летнего возраста со дня вступления решения в законную силу (Определение Верховного Суда РФ от 07.07.2004 г. N 34-Г04-5).
Конкретные статьи Особенной части КоАП РФ могут устанавливать и более высокий возраст привлечения к административной ответственности, чем предусмотренный ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ.
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает особенность административной ответственности лиц, достигших возраста шестнадцати лет, но не достигшим возраста восемнадцати лет. Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет признается несовершеннолетним и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации. В качестве примера такого закона можно привести Закон Саратовской области от 05.08.2014 г. N 89-ЗСО "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Что касается мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним при освобождении от административной ответственности, то к таковым относятся следующие:
а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
б) вынести предупреждение;
в) объявить выговор или строгий выговор;
г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и суммам ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;
д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельной заработок, штраф в случаях и в размерах, предусмотренных актами высших органов государственной власти и управления СССР, РСФСР и автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов;
е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;
ж) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
з) направить несовершеннолетнего в специальное лечебно - воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;
и) поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет - в специальное профессионально-техническое училище. Указанную меру воздействия комиссия по
делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.
Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.
КоАП РФ устанавливает и иные особенности административной ответственности несовершеннолетних:
- об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ);
- при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ);
- несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ);
- о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним должен быть извещен прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ);
- несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность при наложении наказания (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);
- к несовершеннолетним не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);
с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также другими нормативными актами в этой сфере (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).