Официальный сайт муниципального образования «Городской округ город Магас»

Административная ответственность должностных лиц в Российском законодательстве

Административная ответственность должностных лиц в Российском законодательстве

        Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать:

а) лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;

б) лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, ч. 3 ст. 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29-15.31, 15.37, 15.38, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29-7.32, 7.32.5, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.32.6 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

В то же время лица, не являющиеся представителями власти, и не наделенные организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными полномочиями, не могут быть привлечены к административной ответственности в качестве должностных лиц.

Пример

Верховный Суд Российской Федерации согласился с доводами кассационной жалобы Журавлевой Анны Константиновны на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2016 г. по делу N А40-91243/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 г. и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2016 г. по тому же делу по заявлению Симоновского межрайонного прокурора города Москвы о привлечении должностного лица АО "СК Транснефть" Журавлевой Анны Константиновны к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в ней, в частности, указала, что являясь ведущим юрисконсультом отдела претензионно-исковой работы корпоративно-правового департамента АО "СК "Транснефть", в отсутствие организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, она не может быть признана должностным лицом, которое подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

То обстоятельство, что согласно должностной инструкции в обязанности Журавлевой А.К. входит представление интересов организации в делах о банкротстве, в том числе ведение переписки с арбитражными управляющими, представителями временной администрации, не свидетельствуют о том, что она наделена какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Предусмотренные должностной инструкцией обязанности ведущего юрисконсульта отдела претензионно-исковой работы корпоративно-правового департамента организации не являются индивидуальными и установлены для многих сотрудников отдела.

На этой основе Верховный Суд Российской Федерации признал приведенные Журавлевой А.К. доводы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 305-АД17-1484 по делу N А40-91243/2016).

Также лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

При определении должностного лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, используются три подхода. Как должностные лица несут ответственность:

1) руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут ответственность как должностные лица, независимо от того, какое административное правонарушение, предусмотренное Особенной частью КоАП РФ, они совершили;

2) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица только, если иное прямо не предусмотрено КоАП РФ. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.3.1. КоАП РФ спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 той же статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ, будет нести ответственность как должностное лицо (то есть, на него может быть наложен штраф в сумме от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей). Напротив, например, ч. 2 ст. 7.23.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования в размерах - на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. В данном случае индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.23.3 КоАП РФ, будет нести ответственность не как должностное лицо, а как индивидуальный предприниматель, поскольку это прямо указано в санкции данной статьи;

3) члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц; лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы; лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок; лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии; лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии - несут ответственность как должностные лица только в случаях совершения ими административных правонарушений, прямо предусмотренных примечанием к комментируемой статье.

Пример

Верховный суд Российской Федерации оставил в силе постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 16.04.2015 N 5-1057/2015, решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 31.07.2015 N 7п-42/2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Хакасия от 16.10.2015 г. N 7н-151/2015, вынесенные в отношении заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" - директора Абаканского филиала названного общества Петрова О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, в частности, что, вопреки доводам жалобы, Петров О.В., возглавляющий Абаканский филиал общества, являющегося единоличным исполнительным органом компании, является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29-15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица (Постановление Верховного Суда РФ от 18.03.2016 г. N 55-АД16-2).

Также на должностных лиц могут налагаться и другие административные наказания, в частности, дисквалификация, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

  1. Комментируемая ст. 2.5 КоАП РФ традиционно для отечественного законодательства об административной ответственности устанавливает, что лица на которых распространяется действие различных дисциплинарных уставов, несут административную ответственность в особом порядке. Суть его заключается в том, что лишь в случае совершения административных правонарушений, прямо предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, они привлекаются к административной ответственности на общих основаниях, в прочих же случаях они освобождаются от административной ответственности и привлекаются к дисциплинарной ответственности.

К субъектам, указанным в комментируемой статье, относятся в первую очередь военнослужащие. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

В случае совершения административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, военнослужащие несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 10.11.2007 г. N 1495). Данный Устав предусматривает, что военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях (п. 47).

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 29.05.2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" указал, что если административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, в соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

При этом срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности согласно пункту 8 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исчисляется в течение одного года со дня совершения дисциплинарного проступка" (п. 36).

За совершение административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

выговор; строгий выговор;

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень;

снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.

Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то к таковым относятся лица, замещающие должности в государственных органах, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности. Особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех из них, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе. Например, в органах внутренних дел Российской Федерации учреждены как должности государственной гражданской службы Российской Федерации, так и должности сотрудников органов внутренних дел. Государственным гражданским служащим, замещающим должности в органах внутренних дел, присваиваются классные чины, а сотрудников органов внутренних дел - специальные звания (глава 6 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Соответственно, положения комментируемой статьи распространяются только на сотрудников органов внутренних дел.

Аналогичная ситуация имеет место и в других государственных органах - Следственном комитете Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службе и в таможенных органах. Особые правила привлечения к административной ответственности действуют в отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"); сотрудников войск национальной гвардии (ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"); сотрудников уголовно-исполнительной системы (ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"); сотрудников Государственной противопожарной службы (ст. 1 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); сотрудников таможенных органов (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"). Все указанные лица, в случае совершения административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с законами и подзаконными актами, регулирующими прохождение ими государственной службы.

  1. Приведенный в ч. 2 комментируемой статьи перечень составов административных правонарушений является строго определенным и исчерпывающим. При привлечении лиц, указанных в ч. 1 комментируемой статьи к административной ответственности, следует учитывать, что в отношении них законодательство устанавливает и некоторые особенности привлечения. Так, ко всем указанным лицам в ч. 1 комментируемой статьи лицам неприменимо административное наказание в виде административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). Кроме того, к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административный штраф (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ), а к военнослужащим - иностранным гражданам - административное выдворение за пределы Российской Федерации (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний, а также судья не вправе заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи Кодекса.

Поскольку в таких случаях у судьи нет оснований для вынесения постановления о назначении административного наказания, по смыслу части 2 статьи 24.5 и пункта 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, а материалы дела - передаче командиру (начальнику) воинской части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются военными судами (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации").

Надо сказать, что некоторые административные правонарушения, за которые военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях, одновременно могут содержать и признаки дисциплинарного проступка. Соответственно, на практике нередко встает вопрос: о возможности и необходимости применения к указанным лицам и административного наказания, и дисциплинарного взыскания.

Данный вопрос является спорным как в правовой науке, так и в деятельности правоприменительных органов. Более верным представляется все же недопустимость двойного наказания лица за одно и то же деяния. Это соответствует и духу ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление ("non bis in idem - не дважды за одно и то же"), и позициям Европейского суда по правам человека, который, в частности, в постановлении Европейского суда по правам человека от 10 февраля 2009 г. "Дело "Сергей Золотухин (Sergey Zolotukhin) против Российской Федерации" указал на то, что признаком, определяющим ответственность как повторную, послужило наличие нескольких (более чем одного) процессуальных производств по одному и тому же факту (правда, в данном случае речь шла о привлечении к административной и уголовной ответственности).

Часть 1 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определяет, что военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Такой подход подтверждается и практикой Верховного Суда Российской Федерации.

Пример

Приказом командующего Балтийским флотом от 22 октября 2009 года N 0468 Цуриков В.А. досрочно был уволен с военной службы по пп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". При этом, под невыполнением этим военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы командующий флотом посчитал то, что 7 июля того же года Цуриков управлял личным транспортным средством в состоянии опьянения, за что был привлечен к административной ответственности.

Данный приказ заявитель обжаловал в судебном порядке и просил отменить его.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции и президиум флотского военного суда исходили из того, что Цуриков в период прохождения службы по контракту во внеслужебное время совершил административный проступок - управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, который командующий Балтийским флотом имел право расценить как невыполнение условий контракта о прохождения военной службы и принять решение о досрочном увольнении его с военной службы.

Рассматривая данное дело, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, в частности, указала, что в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьями 27 и 47 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации за нарушение воинской дисциплины военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только лишь за дисциплинарные проступки, которые не влекут за собой уголовной или административной ответственности. Поэтому привлечение Цурикова к административной ответственности в силу части 1 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 27 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации исключало его дисциплинарную ответственность за это же административное правонарушение, за которое он понес соответствующее наказание.

На этой основе было определено надзорную жалобу Цурикова В.А. об оспаривании приказа командующего Балтийским флотом о досрочном увольнении его с военной службы удовлетворить, восстановить заявителя в прежней (а с его согласия - равной или не ниже) должности и обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения (Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2010 г. N 212-В10-4).

© 2014 - 2024 Муниципальное образование "Городской округ город Магас" Республики Ингушетия